В психологических исследованиях категория «ценность» часто определяется через личностный смысл и значимость, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, установки, нормы, идеалы, направленность личности и т.д.
Ценности – устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения (М. Рокич). Психологическая ценность – признание значимости предметов или явлений для субъекта, которая выражается через интерес, служит основой целеполагания и действия.
Ценностные ориентации - структурированная система обобщенных ценностных представлений, выражающая субъективное отношение личности к объективным условиям жизни.
М. Рокич различает два класса ценностей:
· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
|
|
- терминальные (целевые) - придают смысл жизни и деятельности, составляют суть индивидуальных устремлений. К ним относят: славу, власть, богатство, мастерство, знание.
- инструментальные - смягчают конкуренцию, борьбу людей устремленных к своим целевым ценностям, позволяют согласовать свои интересы с общественными. Люди, принимающие эти ценности, достигают социальной значимости законными и нравственными путями. К этим ценностям относят: свободу, справедливость, право, равенство, милосердие, солидарность.
В журналистике можно выделить семь базовых нравственных ценностей: свобода слова, социальная ответственность, правда, беспристрастность, непричинение вреда, справедливость и честность. Эти ценности неоднородны по своему «калибру», по предмету (относится ли ценность только к поведению журналиста или также к ожидаемым результатам его поведения) и по ряду других оснований. Однако данный набор ценностей можно эффективно использовать для анализа спорных этических ситуаций в журналистике. (Назаретян К.А.)
Свобода слова рассмотрена как одна из первых и самых важных идей, которые сформировали современную журналистику. Традицию в философии СМИ, истоки которой идут еще от Дж. Мильтона, в литературе чаще всего называют либертарианской традицией. Это связано с тем, что Мильтон и его последователи (в их числе – Дж.С. Милль) предложили идею практически ничем не ограниченной свободы выражения мнений. Анализ современного содержания ценности свободы слова позволил определить ее следующим образом: свобода слова – это свобода говорить почти все, но с минимальными разумными ограничениями (информация должна быть проверена по нескольким источникам, журналист не должен намеренно говорить неправду и т. п.). В 1940-х годах в США Комиссия по вопросам свободы печати исследовала ситуацию со свободой слова и нравственностью в американских СМИ и подготовила доклад под названием «Свободная и ответственная пресса», выводы которого были названы теорией социальной ответственности прессы. Под влиянием этой теории было создано большинство современных систем журналистской саморегуляции.
|
|
Ценность социальной ответственности трактуется как ответственность журналиста перед обществом за последствия своих действий в краткосрочной перспективе.
Ценность правды в журналистской этике – это не просто отсутствие лжи, но представление по возможности наиболее полной картины произошедшего (происходящего).
Беспристрастность в СМИ до середины XX века трактовалась, главным образом, как объективность. Однако уже во второй половине XX века большинство журналистов и обозревателей пришли к пониманию того, что последовательная объективность в журналистике невозможна в силу специфики профессии. Беспристрастность же подразумевает сбалансированность подачи информации, отсутствие заинтересованности журналиста в представлении ситуации тем или иным образом и четкое разграничения между фактами и мнениями.
Честность – вероятно, наименее специфическая ценность для журналистики, так как играет большую роль в любой профессии, как и в целом в жизни. Кроме того, ее содержание в журналистике пересекается с содержанием других ценностей: беспристрастности, правды, справедливости. Честность в журналистике предполагает соблюдение договоренностей, по возможности отсутствие обмана в процессе сбора информации и т. д.
Трактовка ценности справедливости базируется, в основном, на коммунитаристской концепции. Из нее вытекает, что справедливый журналист должен, в первую очередь, уделять внимание проблемам наиболее уязвимых слоев населения. В журналистике такое понимание справедливости в наибольшей степени способствует снятию социальных напряженностей и гармонизации общественных интересов и, таким образом, наилучшим образом соотносится с ценностью общего блага как одной из ключевых ценностей общественной морали.
Непричинение вреда подразумевает, что журналист должен задумываться о последствиях своих действий для тех, с кем он взаимодействует в процессе работы, и для потребителей его материалов. В отличие от ценности социальной ответственности, коррелирующей с благом общества в целом, непричинение вреда коррелирует с благом индивидуальных членов общества.
Не все нравственные ценности журналистики совместимы друг с другом. В частности, из выделенных семи базовых ценностей шесть вступают друг с другом в те или иные противоречия. Основная линия противоречий проходит между двумя группами ценностей, разделенных на основании их отнесенности либо к правилам работы с информацией, либо к судьбам людей. В первую группу попадают свобода слова, правда, беспристрастность, а во вторую – социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. Единственная из выделенных семи базовых нравственных ценностей журналистики, которая не вступает в противоречия с другими, – это ценность честности.
Пример проявления ценностных ориентаций журналиста в коммуникативном процессе приводится в статье Кузнецовой Н.А. (см. список литературы)
Литература:
1. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» Методика_Рокича.pdf
2. Горькая Ж. В. Психология ценностей: Учебное пособие. – Самара, 2014 Горькая Ж.В. Психология.pdf
|
|
3. Назаретян К. А. Базовые этические ценности журналистики // Философия и культура, 2013, № 12(72). DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.7973
4. Кузнецова Н. А. Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2010, №2 (6) – С. 96-100 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-pozitsiya-v-tekste-kak-otrazhenie-tsennostnyh-orientatsiy-zhurnalista