Нравственно-патриотическое воспитание в процессе обучения

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках технологии, и они познакомят с деяниями известных и неизвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.

При обучении предмета технологии основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

1. использование исторического материала;

2. проведение нестандартных уроков;

3. решение технологических задач: прикладного характера и идейной направленности;

4. внеклассная работа.

При организации практической работы с детьми использую разные формы и методы работы. Работа с учениками проводится по двум направлениям:

Учебное. Это организация и проведение уроков технологии с использованием исторического материала.

Внеурочное: выпуск газет, брошюр с исторической направленностью.

 Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и побуждающим положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении военно-исторических фактов в жизни. Можно, например, рассказать о роли женщин, которые умели вязать носки и варежки для солдат, как пекли хлеб не имея муки и многое другое. В этот период их работа была направлены на решение проблемы обороны страны.

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок технологии становится для них не просто уроком, на котором нужно работать, учить вышивать, вязать, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Делая практическую работу, содержащую информацию о городе, стране повышается интерес к предмету. Когда умение, что-то, что делали их предки сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

  4.Анализ программы уроков технологии по патриотическому воспитанию. Анализ различных УМК. (1 - 4 классы)

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».

Программа по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Программа помогает ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Показатели освоения Программы:

* Интеллектуально-когнитивный компонент

Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку.

* Эмоционально-чувственный компонент

Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родной город, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.

* Деятельностно-практический

Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.

Критерии и показатели патриотизма:

эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Механизм контроля и отслеживания результатов (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота» (Приложение 5)

Проанализировав различные УМК по предмету технологии, мы видим, что нравственно-патриотическое воспитание младших школьников, прослеживается почти во всех изданиях.

  Мы можем говорить о патриотизме, как о любви к своей Родине, красоте окружающего мира, природы. И на страницах учебников мы встречаем различные рисунки, поделки, посвященные теме «ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ». Здесь дети рассматривают природный мир села и города, знакомятся с особенностями природы, с ее красотой, рассматривают различный растения и выполняют творческие задания.

Ведь мы знаем, что любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, школе, городу. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. А на страницах учебников, уже с 1 класса, мы наблюдаем работы, посвященные маме и бабушке на «день матери», папе и дедушке «на день Защитника Отечества» и многие другие. Что показывает нам, что нравственно-патриотическое воспитание на уроках технологии начинается с самых первых лет школьного обучения. 

  Мы также можем проводить уроки-экскурсии, рассказывая детям про историю города, показывая различные достопримечательности, памятники. А потом на основе полученных знаний выполнять творческие проекты на основе конструирования, барельефа.

  На страницах учебников по технологии мы встречаем темы, посвященные ВОВ, где рассказываем о подвигах солдат, о детях – героев войны, о роли женщины в военные годы. Про знаменательный праздник «день победы»! В учебниках нам предлагается сделать поздравительные открытки для ветеранов.

  Но так же детям можно предложить сделать групповые проекты, посвященные данной теме. Выполнить плакаты, стенгазеты, или же книгу памяти.

Вывод.

Таким образом, могу сделать вывод, что предмет «Технология» обладает большими возможностями для формирования основ патриотизма младших школьников. Материалы, изучаемые на уроках технологии, творческие работы, оказывают сильное воспитательное воздействие на учеников. В процессе знакомства с историей своего города, народа, страны, с наградами ветеранов, с замечательными праздниками у учеников формируются знания о важности патриотизма, представления о понятиях и нравственном поведении.

Список литературы

1. Агапова, И. А., Давыдова М. А. Мы — патриоты! Классные часы и

внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И. А. Агапова. – М., 2006 – 368с.

2.Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный

аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004.– 357 с.

3.Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка:

80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка

имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник, 1999 – 277 с.

4.Махлаюк, А.В. Римский патриотизм и культурная идентичность в

эпоху империи / А.В. Махлаюк. // Вестник Нижегородского университета

имени Н.И. Лобачевского. – 1014 – 288-299 с.

5.Советский патриотизм [Электронный ресурс] // Словарь-онлайн —

Режим доступа: http://filslov.ru/335-patriotizm-sovetskij.html (дата обращения

18.06.2017)

 


 Приложение 1

 


Класс.

 

Задачи Показатель Содержание Способ диагностики Механизм отслеживания
Формирование понятия ПАТРИОТИЗМ Понимание Беседы, чтение художественных произведений, рисование. Выставка детских творческих работ Активное наблюдение.
Раскрытие смысла понятий: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ГЕРОИЗМ ПОДВИГ, БОГАТЫРЬ, ПРИРОДА, ДОБРО, КРАСОТА. Знание Беседы, чтение художественных произведений, рисование. Выпуск индивидуальных и коллективных творческих работ. Анализ рисунков.
Знакомство с народными героями Понимание, отношение Беседы, чтение художественных произведений, рассказов. Пересказ, тематическое рисование. Анализ рисунков.

Приложение 2

Класс

 

Задачи Показатель Содержание Способ диагностики Механизм отслеживания
Учить видеть красоту родной природы в разное время года. Отношение, умение наблюдать, подбирать красивые эпитеты, сравнения. Экскурсии, наблюдения, видео-зарисовки природы. Написание зарисовок, рисование. Анализ тексов, рисунков.
Раскрытие смысла понятий РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ПОДВИГ, ГЕРОЙ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, РОДОСЛОВ НАЯ, СЕМЬЯ. Понимание, знание. Беседы, чтение художественных произведений, рассказов, заметок. Пересказ, тематическое рисование. написание заметок. Анализ тексов, рисунков.
Знакомство с обычаями и традициями. Отношение, знание. Беседы, игры, наблюдения. чтение текстов.   Анализ ответов.

 

Приложение 3

Класс.

 

Задачи Показатель Содержание Способ диагностики Механизм отслеживания
Рассказать о труде людей на благо Родины. Отношение, понимание. Чтение текстов, заметок, наблюдения. Практическая работа, написание заметок Анализ отношения к труду, анализ заметок.
Раскрыть понятие «Внутренний мир человека». Понимание, отношение. Объяснение, чтение тексов, заметок, беседы. Написание заметок, рисование по представлению. Анализ заметок, ответов.
Учить видеть красоту родной природы в разное время года. Отношение, умение наблюдать, подбирать красивые эпитеты, сравнения. Экскурсии, наблюдения, видео-зарисовки природы. Написание зарисовок, рисование. Анализ зарисовок, рисунков.
Раскрытие смысла понятий ПОДВИГ и ПОСТУПОК, ГЕРОИЗМ, СОЗЕРЦАНИЕРИТМ. Понимание, знание, отношение. Объяснение, чтение текстов, заметок, беседы, наблюдения, Написание заметок, рисование по представлению. Анализ заметок, ответов, рисунков.

 Приложение 4

Класс.

 

Задачи Показатель Содержание Способ диагностики Механизм отслеживания
Раскрытие смысла понятий: СПРАВЕДЛИ ВОСТЬ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ДОБЛЕСТЬ, ОТВАГА, ЧЕСТЬ, ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТВОРЧЕСТВО, ДОЛГ, ИДЕАЛ, ХАРАКТЕР, ВОЛЯ, ДИСЦИПЛИ НА. Понимание, знание, отношение. Работа со словарём, чтение заметок, статей, просмотр отрывков из фильмов, выставки репродукций картин. Написание заметок-рассуждений, оформление стенгазет. Анализ творческих работ.
Знакомство с народными героями. Понимание, знание, отношение Рассказы о героях, чтение статей, просмотр отрывков из фильмов. Написание заметок, отзывов. Анализ творческих работ.

 

Приложение 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: