ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленное планирование строилось на психических особенностях этого возраста, а также на рекомендациях авторов программы «Радуга» по данному разделу.
В старшей группе центральной задачей работы с детьми этого возраста является формирование представлений об арифметических действиях как о способе описания изменений количества.
Представленное перспективное планирование позволит последовательно осуществлять интеллектуальное развитие ребёнка.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
* коллективные занятия – 1 раз в неделю.
ЗАДАЧИ:
* способствовать становлению внутреннего плана действий;
* развивать различные формы воображения (репродуктивное и продуктивное, абстрактное и пространственное);
* формировать начала логического мышления: совершенствовать умение классифицировать и строить возрастающие и убывающие ряды, находить закономерность построения ряда;
* знакомить детей с измерением и пересчётом как способами выражения количества через число;
* показывать соответствующие измерительные приборы и инструменты, и способы действия с ними;
* закреплять геометрические представления детей;
* учить ориентироваться в пространстве и на плоскости;
* формировать начальные представления о времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы).
1 НЕДЕЛЯ | 2 НЕДЕЛЯ | 3 НЕДЕЛЯ | 4 НЕДЕЛЯ | |
ОКТЯБРЬ | Общая тема: «Больше и меньше», «Равно и не равно» Занятие № 1 – «Сравнение "равно" и "не равно", "больше" и "меньше"» Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру, правильно употреблять в речи соответствующие прилагательные в сравнительной и превосходной степени. (3, с.103) | Занятие № 2 – «Большой – больше – самый большой»; «маленький – меньше – самый маленький» Цель: повторить с детьми сравнение по размеру, употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени; познакомить с новым упражнением «четвёртый лишний». (3, с.104) | Занятие № 3 – «Сравнение количества» Цель: учить детей сравнивать непрерывные количества, например, сравнивать количества песка в разных ёмкостях в единых условиях (в одинаковых сосудах); познакомить с новым упражнением «Назови одним словом». (3, с.105) | Занятие № 4 – «Сравнение количества» Цель: обучать детей сравнивать дискретные количества (т.е. количества предметов, которые можно пересчитать); обучить способу сравнения 2-х групп предметов без пересчёта, путём установления взаимооднозначного соответствия. (3, с.105) |
НОЯБРЬ | Общая тема: «Сравнение количества» Занятие № 5 – «На сколько больше (меньше)?»Цель: поупражнять детей в пересчёте в пределах первого десятка; познакомить с понятиями «лишний» и «не хватает», их взаимодополняемостью. (3 с.104) | Занятие № 6 – «Измерение» Цель: познакомить детей с действиями измерения. Учить сравнивать количества. (3, с.106) | Занятие № 7 – «Единицы измерения длины» Цель: познакомить детей с такой единицей измерения длины, как метр; показать, что в метре 100 сантиметров; поупражнять детей в измерении предметов разнообразными измерительными приборами, в том числе, познакомить с новым измерительным прибором – рулеткой. (3, с.106). | Занятие № 8 – «Измерение приборов» (объёмов) Цель: формировать навык сравнения величин на основе измерения, понимания и правильного употребления понятий «больше», «меньше», «равно». (3, с.108) |
ДЕКАБРЬ | Общая тема: «Измерение» Занятие № 9 – «Измерение температуры»Цель: формировать общие представления о процедурах измерения температуры. (3 с.94) | Занятие № 10 – «Измерение и сравнение веса»Цель: формировать общие представления о процедурах измерения веса. (3, с.95) | ||
ЯНВАРЬ | Общая тема: «Измерение» Занятие № 11 – «Измерение времени»Цель: формировать общие представления о процедурах измерения времени. (3 с.94) | Занятие № 12 – «Изменения» Цель: учить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились. (3, с.96) | ||
ФЕВРАЛЬ | Общая тема:«Измерение» Занятие № 13 – «Сложение»Цель: познакомить детей с арифметическим действием «сложение» (3, с.97). | Занятие № 14 – «Вычитание» Цель: познакомить детей с арифметическим действием «Вычитание» (3, с.98). | Занятие № 15 – «Сложение» Цель: закрепить пройденный материал; познакомить детей с составом чисел 7, 8, 9, 10 (3 с.90). | |
МАРТ | Общая тема: «Отрицательное число»Занятие № 16 – «Отрицательное число и температура»Цель: познакомить детей с понятиями «отрицательное число» и «температура» (3, с.94). | Занятие № 17 –«Отрицательное число и ось времени» Цель: познакомить детей со шкалой времени (3, с.94). | Занятие № 18 – «Отрицательная часть числовой прямой. Ноль» Цель: дать детям представление о числовой прямой, о том, что ноль выполняет роль пограничника между положительными и отрицательными числами (3, с.98). | Занятие № 19 – «Деление» Цель: познакомить детей с новым понятием на примерах их жизни, в процессе чтения фрагментов сказок, когда происходит деление чего-либо; показать как записываются числа второго десятка. |
АПРЕЛЬ | Общая тема: «Геометрический материал» Занятие № 20 – «Линия, прямая, кривая, ломаная» Цель: познакомить детей с понятием линия, её видами; упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых линий (3, с.105). | Занятие № 21 – «Объёмные тела»Цель: повторить с детьми названия основных объёмных тел: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус. Упражнять в изготовлении игрушек или пространственных композиций из объёмных тел. (3, с.108) | Занятие № 22 – «Логический класс "Классификация": включение» Цель: учить детей находить пересекающиеся множества. (3, с.109) | Занятие № 23 – «Повторение. классификация» Цель: учить детей считать до 20 и обратно наизусть; повторить знание «соседей» чисел второго десятка; упражнять детей в умении выделять разные группы предметов по разным признакам. (3, с.109) |
МАЙ | Общая тема: «Повторение» Занятие № 24 -«Повторение. Сложение» Цель: продолжать упражнять детей в выполнении арифметического действия «сложение». | Занятие № 25 – «Повторение. Вычитание» Цель: продолжать упражнять детей в выполнении арифметического действия «вычитание». |
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе