Значительные сложности прокурорской деятельности связаны с чрезвычайно объемным и всесторонним характером общего надзора, который требует от уполномоченных высокой квалификации, знания огромного объема нормативного материала, надзорных методик, а также наличия практических навыков работы в различных сферах общественных отношений. От прокурора требуется не только обеспечение соблюдения и исполнения законов муниципального уровня, но и федерального, регионального уровней. Это существенно усложняет прокурорскую деятельность, определяет специфику, индивидуальность правовых основ каждого конкретного муниципального образования. К тому же орган местного самоуправления является не единственным объектом прокурорского надзора.
В настоящее время существенные трудности в осуществлении прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления создают организационно-правовые трудности. Так, во-первых, имеет место отсутствие, а в последнее время также и упразднение межрайонных прокуратур. В такой ситуации возникает вопрос о том, кто осуществляет надзор за законностью деятельности муниципального образования в целом? Получается, что надзор в данной сфере расчленен, поскольку территориальные прокуратуры надзирают лишь в пределах своего муниципального округа или района, в предмет надзора при этом не входит цельный субъект права - орган местного самоуправления. Прокуратуры субъектов федерации не могут уделить необходимое надзорное внимание отдельным муниципальным образованиям, так как их на территории каждого субъекта существует внушительное количество.
|
|
Кроме этого органы местного самоуправления своими правовыми актами, решениями и действиями нередко нарушают нормы федеральных законов, законов субъектов федерации. От законности же деятельности органов местного самоуправления во многом зависит ход правовых реформ, степень обеспеченности и защищенности прав и свобод граждан.
Имеют место случаи нарушения законодательства, гарантирующего права граждан на осуществление местного самоуправления. Эти вопросы определяют основы всего объема деятельности каждого конкретного органа местного самоуправления, поскольку связаны:
- с регулированием порядка проведения муниципальных выборов и местных референдумов, уделяя особое внимание правам граждан осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы;
- с обеспечением права населения самостоятельно определять структуру органов власти муниципальных образований и участвовать в установлении границ их территории.
|
|
Наряду с проблемами, связанными с осуществлением специальных и обеспечивающих функций, существуют и некоторые организационные проблемы. Одна из них - это недостаточная квалификация и профессиональные качества прокуроров, несоответствие их сложившейся криминальной обстановке. Реальность сегодняшнего дня требует от прокуроров твердости и решительности, высокого уровня юридической грамотности и профессионализма.
Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу. Требуется постоянно работать над функционированием «плавающего» предмета общего надзора, основанного на поочередном в зависимости от приоритетности выбором объектов надзора и оптимальном сочетании внутриорганизационных принципов деятельности прокуратуры (зональный, предметный, предметно-зональный).
В ходе прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления достаточно проблематично применение уголовной и административной ответственности. Местные представительные органы, как правило, коллегиальные, а потому не являются субъектами данных видов ответственности. Это также усложняет исполнение требований прокуроров органами местного самоуправления.
В целом ситуация такова, что прокуроры вправе самостоятельно принимать окончательное решение лишь по узкому кругу вопросов. В большинстве же случаев они дают лишь квалификационную прокурорскую оценку в форме требования, обязательного для рассмотрения, в итоге предполагающую принятие соответствующего решения органом (должностным лицом) судебной или исполни-
тельной власти, осуществление им соответствующих мер. Очевидна потребность расширения полномочий и компетентности прокурорского надзора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период прохождения учебной практики, практики по получению первичных профессиональных умений и навыков обучающийся ознакомился с порядком составления процессуальных документов и ведением делопроизводства в прокуратуре Октябрьского административного округа г. Мурманска.
Под руководством и по поручению руководителя практики выполнял текущую юридическую работу в прокуратуре Октябрьского административного округа г. Мурманска с целью приобретения первичных навыков решения профессиональных задач.
Ознакомился со схемой организационной структуры прокуратуры, правилами внутреннего трудового распорядка и инструкцией по делопроизводству в прокуратуре Мурманской области.
Обстоятельное изучение видов и направлений деятельности прокуратуры, в том числе надзорной функции, функций участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также рассмотрение обращений и жалоб граждан способствовало приобретению обучаемой необходимых ей профессиональных качеств, навыков и компетенций.
В их числе:
- знание общего порядка надзорного производства по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, выполняемого прокурором;
- умение правильно применять нормативные правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ;
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности;
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
В течение практики вёлся дневник, в который обучающийся записывал мероприятия, задания, связанные с прохождением практики, а также выполняемая им работа на месте прохождения учебной практики.
|
|
В результате практики был составлен данный отчёт, в котором отражены: общая характеристика прокуратуры Октябрьского административного округа г.Мурманска, правовые проблемы деятельности, выделенные в результате прохождения практики, и наиболее оптимальные пути их разрешения. Также к отчёты присоединены задания, выданные практиканту непосредственно перед прохождением практики, оформленные в виде приложений к отчёту.
Цель прохождения учебной практики, а именно - расширение, углубление и закрепление теоретических знаний, ознакомления студентов с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности и приобретения первоначальных практических навыков работы районного суда по всем направлениям его деятельности, обучающийся считает достигнутой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1)Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны // Журнал рос. права. 2011. № 7.
2)Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Акад. Ген. прокуратуры РФ. 2012. № 1.
3)Макаренко М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления. URL: http://www.dvncms.khv.ru/node/341 (дата обращения: 10.01.2014).
4)Ергашев Е.Р, Прокурорский надзор в Российской Федерации / Курс лекций // Из-во: «Раритет», Екатеринбург, 2016.
5)Черепанов М.М, Система принципов организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. – 2007. № 5.
6)Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Рос. Юрид. Журн. 2007. № 5. С. 64–66.
7)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
8)Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
|
|
9)Липендин В.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 5(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 29-32.