Другие подсистемы политической системы

Лекция 5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА

План:

Политика. Политическая подсистема

Теории политических систем

Структура политической системы общества

Институционально-субъектная подсистема. Государство.

Другие подсистемы политической системы

Приступая к рассмотрению политической подсистемы общества, следует остановиться на самом понятии «политика». В силу сложности и многогранности данного понятия дать исчерпывающее определение достаточно сложно. Как правило, политику трактуют как сферу общественной жизни, как абстрактное, идеальное образование, как специфический вид деятельности.

1. В первом случае политика (греч. politika – государственные или общественные дела, от polis – государство) – это сфера жизнедеятельности общества, содержание которой составляет совокупность отношений между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными и профессиональными группами), их организациями и элитами, а также между отдельными личностями, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти.

Во втором случае политику можно рассматривать как совокупность целей, принципов, форм и методов достижения и реализации государственной власти, отражающих интересы как различных субъектов политических отношений, так и общества в целом.

В третьем – ее можно определить, как практическую деятельность различных политических субъектов по реализации политики как идеального образования посредством рычагов и методов власти.

Ядром политики, ее основой выступает власть, точнее государственная власть. Власть – это особый вид социальных отношений – господства и подчинения, проявляющихся в способности и возможности ее субъекта оказывать решающее воздействие на ее объекты: сознание и поведение людей, социальные процессы, традиции, обычаи, нормы права и т.д. при помощи самых разнообразных средств – от авторитета и материального стимулирования до принуждения и физического насилия. Специфика государственной власти заключается, во-первых, в ресурсах воздействия как с точки зрения широты используемых средств и методов, так и с точки зрения их масштабов, т.е. материальных, технических и иных возможностей субъекта власти; во-вторых, в том, что только государство имеет легитимное право на насильственное принуждение к выполнению своих требований. Ни один другой субъект власти таким правом не наделен и применение им насилия является противозаконным. В данной работе нас интересует политика как сфера общественной жизни.

В связи с этим под политической подсистемой общества будет пониматься составная часть общества как системы, включающая в себя всю совокупность различных социальных субъектов и институтов, объединенных участием в политической жизни общества, многообразных форм политических связей и отношений, в которых она реализуется, и ядром которых являются отношения по поводу государственной власти.

Политическая подсистема общества сформировалась в результате длительного исторического развития. По мере становления политических интересов и отношений происходило и формирование политических институтов. В течение длительного времени единственным таким институтом выступало государство. С возникновением гражданского общества стали складываться объединения граждан, имеющие в большей или меньшей степени черты политических организаций и оказывающие возрастающее влияние на осуществление государством своих властных функций. Параллельно с усложнением политической сферы жизни общества шло научное осмысление происходящих в ней процессов. Объектами научного анализа последовательно становились государство, партии, политические отношения. И лишь в результате увеличения числа субъектов политики и усложнения политических связей возникла потребность в комплексном осмыслении этой сферы во всем ее многообразии. Одним из наиболее эффективных методов изучения политической сферы жизни общества является применение системного подхода.

2. Теории политических систем. В теорию политики системный анализ ввел Д. Истон. В своих работах «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) и других он исходил из представлений о политической жизни как подсистеме общества. Политическая подсистема находится в определенной среде, с которой она непрерывно взаимодействует, реагируя на исходящие из этой среды импульсы. Из какой бы системы или подсистемы окружающей среды импульсы ни исходили, они носят социальный, т.е. выраженный социализированным индивидом, или группой характер. По отношению к политической подсистеме импульсы могут быть двух типов: требования и поддержка.

Импульсы-требования бывают следующих видов:

• импульсы, касающиеся распределения благ и услуг (заработной платы, условий труда, образования, здравоохранения);

• импульсы, касающиеся регулирования поведения (безопасности, протекционистской политики;

• импульсы, касающиеся коммуникации и информации (свободного и равного доступа к информации и др.).

Импульсы-поддержки выражаются:

• в соблюдении гражданами законов;

• активном участии в политической жизни;

• лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации;

• оказании услуг и материальном обеспечении политической системы (исполнение воинской повинности, уплата налогов).

Импульсы-требования и импульсы-поддержки, поступающие на вход, перерабатываются политической системой в сигналы выхода или получают вид создания законов и норм; распределения ценностей и услуг; регулирования поведения и взаимодействия в обществе. Так, Д. Истон рассматривал политическую систему с одной стороны, как определенную структуру власти, а с другой – как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью. «…Системный анализ политической жизни, – отмечал он, – опирается на представление о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является допущение о том, что для того, чтобы выжить, система должна быть способной отвечать с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Поэтому для действий, причем и эффективных власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти могут быть способными обеспечить в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системе»

Американский политолог Г. Алмонд в работе «Политика развивающихся регионов» (1971) не только дополнил и развил взгляды Д. Истона, но и применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы (свой метод он назвал «дивелопментальный», т.е. позволяющий видеть эту систему в ее изменениях и развитии). Он рассматривал политическую систему как совокупность функций всех структур, составляющих ее. Всего Г. Алмонд выделяет 6 типов структур:

• законодательная,

 • исполнительная,

• судебная ветви власти,

• чиновничество,

• политические партии,

 • другие группы давления.

Каждая из этих структур выполняет определенные функции в интересах всей системы и способствует ее адаптации и эффективной деятельности. Г. Алмонд и С. Верба выделили пять основных функций:

• функция политической социализации, которая служит сохранению «образца» политической системы, а людям позволяет следовать ценностям и нормам данного общества, проявлять лояльность к существующей власти;

• функция адаптации к внутренней и внешней среде, которая служит сохранению жизнеспособности системы и проявляется как отбор лидеров;

• функция реагирования, с помощью которого система отвечает на поступающие снаружи и изнутри сигналы. С помощью этой функции система приспосабливается к изменениям;

 • функция экстракции, т.е. получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из экономики, из природы);

• функция регулирования, т.е. осуществление политической системой управления обществом путем введения правил и норм, и контроля за их выполнением.

 Следует остановиться также на анализе коммуникативной модели политической системы, предложенной американским исследователем К. Дойчем. В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из того, что политическая система представляет собой механизм осуществления политики, которая определяется как процесс выработки решений по поводу общественных действий и благ. В сферу политики при этом включены вопросы распределения ценностей, выработки и достижения целей общества, трансформации страны, ее народа и культуры. Деятельность политической системы, согласно К. Дойчу, осуществляется по следующей схеме: 1. Прием информации. 2. Оценка и отбор. 3. Принятие решений. 3. Реализация решений.

В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т.е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами и отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок, или в центр принятия решений. Готовые решения для их реализации передаются в четвертый блок реализации решений, т.е. исполнители, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, подают на вход системы сигнал обратной связи. Обратная связь играет в системе важную роль: она стабилизирует эту динамичную и готовую к неожиданным изменениям конструкцию. Эффективность и стабильность функционирования политической системы, по К. Дойчу, зависит от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т.е. весь необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, так и внутренняя информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Целью политической системы, согласно К. Дойчу, является обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. На достижение этих целей системой оказывают воздействие специфические движущие силы:

• информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;

• запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;

• величина приращения реакции самой системы на изменения: чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели;

• способность системы к упреждению – готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.

Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием вышеприведенных переменных, К. Дойч вывел три закономерности:

 • при достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;

• успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;

• успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т.е. способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.

К. Дойч считал, что, используя информационно-коммуникационную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня действительно сильно зависят от качества самых разнообразных коммуникаций, т.е. передачи политической информации от управляющих к управляемым и обратно, между блоками политической системы, между политической системой и окружающей средой. Наряду со структурно-функциональной и коммуникативной трактовками политической системы, раскрывающими ее как открытую, неравновесную, поведенческую систему, непрерывно взаимодействующую с окружающей средой, существенный вклад в теорию политических систем вносит использование институционального подхода. Представители данного направления рассматривают политическую систему, в первую очередь, с точки зрения ее субъектного, компонентного состава. Так, например, О.Ф. Шабров считает, что политическую систему можно рассматривать как «совокупность институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов». Индийский политолог П. Шаран наряду с государством и другими политическими институтами включает в состав политической системы и граждан, считая, что «понятие политической системы более емкое, чем понятие государственного управления, поскольку оно охватывает всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе».

Главная особенность институционального подхода состоит в том, что он включает в объем понятия «политическая система» не только политические процессы, но и их источники, не только качества и свойства участников политического процесса, но и их носителей. Изложенные выше структурно-функциональный, коммуникативный и институциональный подходы являются взаимодополняющими при построении теории общества как системы и при характеристике его политической подсистемы.

3. Рассмотрим структуру политической подсистемы общества. Институционально-субъектная подсистема. Государство. Как чрезвычайно сложное образование политическая подсистема состоит не только из элементов, но и из подсистем, к основным из которых можно отнести институционально-субъектную, нормативную, духовно-культурную, подсистему политических отношений, функционально-деятельностную и информационно-коммуникативную.

1. Институциональносубъектная подсистема: государство, партии, общественные организации; группы давления, группировки элиты; политические лидеры; электорат; СМИ

2. Информационнокоммуникативная подсистема: формы, методы, способы политического общения и обмена политической информацией; средства политической коммуникации

3. Нормативная подсистема: Конституция, законы; программы и уставы политических партий и общественных организаций; нормы политической морали, политические традиции и обычаи. государственная власть

4. Функциональнодеятельностная подсистема: политические цели; функции политической системы: входные, внутрисистемные, выходные; совокупность направлений, форм и методов политической деятельности

5. Подсистема политических отношений: политические отношения: борьбы – соперничества – сотрудничества; субординации – координации; политические связи: функционирования, развития, управления; совокупность статусно-ролевых моделей политического поведения

6. Духовнокультурная подсистема: политические интересы; формы политического сознания: политическая наука, политическая идеология, общественное мнение; политические ценности несовпадения личного и общего разрушала род изнутри.

Институционально-субъектная подсистема включает в себя непосредственных участников политического процесса как совокупной деятельности всех субъектов политики, обеспечивающей функционирование и развитие политической системы. Главным субъектом политики и политическим институтом является государство. Государство – это властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром. Основные признаки государства: • наличие специального аппарата власти; • наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; • наличие определенного населения; • суверенное право издания законов, обязательных для граждан; • исключительное право собирать налоги, необходимые для содержания властных органов, выпускать денежные знаки и т.д.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. В первобытном обществе жизнь регулировали обычай и право сильного. Эти принципы казались достаточными, пока сородичи и соплеменники не слишком отличались друг от друга в своих интересах и устремлениях. Однако постепенно жизнь рода становилась все менее замкнутой. Военные столкновения, участившиеся между отдельными родами и племенами в эпоху бронзы, сделали неравенство различных коллективов не только значительным, но и наглядным. Постоянные контакты с другими племенами заставляли индивида задумываться о своем месте в коллективе, о своих отношениях с окружающими. Постепенно происходило становление личности. Формировалось государство и его политическая система.

Возникала необходимость как-то преодолевать все более заметные противоречия между интересами отдельной личности и коллектива. Сделать это, основываясь только на традициях, было уже невозможно. Кроме того, более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Размежевание скотоводческих и земледельческих племен, возрастание роли военной добычи заставляли отступать от традиционных способов регулирования общественных отношений и искать новые. Таким образом, государство возникает тогда, когда большинство членов общества осознает необходимость ограничения родовой власти. Так, земледельцу-общиннику было выгодно, чтобы князь и дружинники защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками и в разрешении конфликтов между представителями различных родов, тогда как старейшины заботились прежде всего об интересах своего рода, а решать споры силой оружия было обременительно для общества. Первыми функциями государственной власти были именно суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, обеспечение безопасности торговых отношений, грабительские набеги на соседей). Разумеется, экономические факторы (рост производительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и, как следствие, развитие меновой, а потом и денежной торговли) также влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим.

Основными функциями государства являются: • представительная – представлять интересы различных политических, социальных групп; • регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; • охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; • внешнеполитическая; • интеграционная.

Имеется ряд форм государства. Одно основание их разграничения – формы правления (правовое положение и соотношение высших органов государственной власти), другое – формы государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства1. В истории общества сложились две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это государство, главой которого является монарх, получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.).

Республика (лат. respublica – общественное дело) представляет собой такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления: • сильная президентская власть – избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); • парламентская республика – избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.); • полупарламентская республика – избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.)

Форма государственного устройства – это территориальнополитическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная. Унитарное государство является единым, оно разделяется на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основной сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

Государства характеризуются также политическими режимами, или методами осуществления государственного руководства, которые могут быть разными не только у разных государств, но также у одного и того же государства в разные периоды его существования. Выделяют два типа политического режима: демократический и диктаторский (авторитарный, тоталитарный).

Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти. Демократия имело место и до образования первых государств и существует в деятельности множества различных объединений людей. Непосредственная, или прямая, демократия существовала в античных полисах – городахгосударствах, численность населения которых составляла 5-6 тысяч. Именно при таком (или меньшем) количестве населения можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить (при необходимости) результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Современная демократия, в отличие от античной, является представительной – решения принимаются не непосредственно гражданами, а выборными органами власти. Основными признаками демократии являются следующие: • признание воли большинства в качестве источника власти; • установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия; • выборность основных органов власти; • верховенство закона; • разделение властей; • принцип плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп, многопартийность. Современная демократия далека от идеала, она далеко не всегда действительно выражает волю народа. Однако, как говорил английский политик У. Черчиль, демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.

Диктатура (лат. dictatura – неограниченная власть) – понятие, характеризующее систему осуществления государственной власти недемократическими методами, авторитарный, или тоталитарный политический режим. Авторитаризм (лат. autoritas – власть, влияние) – форма политического режима, характеризующаяся сильной личной властью, концентрацией властных полномочий в руках узкой группы лиц, близких к диктатору. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и выполняет функцию обслуживания существующего режима.

Тоталитаризм (от ср.-век. лат. totalis – весь, целый, полный) – одна из форм политического режима, характеризующаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Термин «тоталитаризм» был введен Б. Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е годы ХХ века феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художественной литературе (Е. Замятин «Мы», О. Хаксли «Дивный новый мир», Дж. Оруэлл «1984»), а чуть позже – в политической науке и философии (Х. Ортега-иГассет, Ф. Хайек, Х. Арендт и др.). Основным признаком тоталитаризма является растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии. В тоталитарных государствах власть создает мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого террор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожаются, гражданское общество ликвидируется через огосударствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь являются объектами религиозного почитания, которое подкрепляется постулатами, образцами и символами тоталитарной идеологии. Во внешнеполитическом плане тоталитарный режим характеризуется агрессивностью, сопровождающейся непомерными геополитическими притязаниями. Внешнеполитическая агрессивность дополнительно провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни.

4. Помимо государства к политическим институтам относят политические партии, поскольку их главное назначение состоит в завоевании и осуществлении власти через своих представителей в органах государства и на государственных постах. В состав институциональной подсистемы обычно включают также общественные организации – добровольные объединения граждан, создаваемые ими для удовлетворения своих социальных, профессиональных, культурных, национальных и других потребностей. В меру осознания членами общественных организаций возможности обеспечения их интересов мерами законодательного закрепления или исполнительно-распорядительными действиями органов государственной власти, эти организации пытаются воздействовать на государство непосредственно или через политические партии, вовлекаясь тем самым в политическую деятельность. Наиболее политизированными являются общественные организации, созданные по социально-классовому, профессиональному, а в ряде стран – по конфессиональному признакам.

В эту же подсистему возможно включение и других субъектов политики, не всегда четко объединенных организационно, но от этого не менее активных политически и действующих как через существующие политические институты, так и в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. К их числу следует отнести группы интересов или группы давления, кланы и группировки в составе политической, экономической, национальной элит. Не меньшую, а может быть, еще большую роль деятельности политической подсистемы и развитии общества играют политические лидеры. В институционально-субъектную подсистему входят (в своей политической составляющей) и средства массовой информации – печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, в их составе действует большое количество чисто политических газет, журналов, радио- и телепрограмм, с другой – любая иная по содержанию информация, получаемая гражданами через СМИ, – новостная, экономическая, культурно-просветительная, тоже существенно влияет на их политическое сознание и политическое поведение. В целом институционально-субъектная подсистема играет роль материальной основы, каркаса всей политической системы как подсистемы общества.

Нормативная подсистема включает в себя элементы трех групп.

 1. Политические нормы прямого действия, обязательные для исполнения всеми гражданами и субъектами правоотношений, зафиксированные в Конституции и законах государства.

2. Нормы и правила, содержащиеся в документах (программах, уставах) политическихи общественных организаций, носящие обязательный или рекомендательный характер для членов и организационных структур этих организаций.

3. Нормы политической морали, закрепленные в традициях и обычаях определенных народов, социальных групп. Они не имеют обязательного характера, но могут служить существенным политическим регулятором, особенно в традиционных обществах.

Назначение нормативной подсистемы – регуляция деятельности и отношений как внутри политической подсистемы, так и при ее взаимодействии с другими частями социальной системы.

Духовно-культурная подсистема является одной из наиболее сложно организованных в политической системе. Ее роль двояка: во-первых, аккумулирование и сохранение наиболее ценного в имеющемся опыте политической жизни общества, во-вторых, регулирование сегодняшней и предопределение будущей политической практики. В эту подсистему могут быть включены политические интересы как осознание, с одной стороны, собственно политических потребностей, а с другой – возможности удовлетворения экономических, социальных, культурных и иных потребностей политическими методами. На базе политических интересов образуются различные формы общественного политического сознания: политическая наука, политическая идеология, общественное мнение по политическим проблемам. Собственно, культурная часть данной подсистемы представлена политическими ценностями в виде политических идеалов, образцов и высших достижений политической мысли и практики, составляющих политическую культуру.

Подсистема политических отношений охватывает всю совокупность отношений и связей, устанавливающихся и поддерживающихся между политическими институтами и субъектами в процессе их деятельности по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Политические отношения в их философском значении как момент взаимосвязи и соотнесения всех политических сущностей и явлений носят объективный и универсальный характер, поскольку все вещи (явления, процессы, события) существуют, обнаруживают себя только в отношениях с другими вещами. Политические отношения, с одной стороны, отражают факт неоднородности компонентного состава политической системы, с другой – раскрывают место и роль каждого из компонентов в ее функционировании и развитии. По линии субъектов в подсистеме политических отношений могут выделяться отношения вертикальной и горизонтальной направленности. Первые – это отношения между различными социальными общностями как субъектами политики (группами, классами, нациями и т.д.) и их политическими организациями, т.е. между носителями и выразителями политических интересов. Вторые – это отношения между различными социальными общностями, которые осуществляются посредством отношений между представляющими их интересы политическим организациями, прежде всего, политическими партиями. С точки зрения характера политических отношений они подразделяются: • на отношения борьбы, соперничества или сотрудничества; • отношения субординации или координации. В подсистеме политических отношений можно также выделить такой их вид, который отражает зависимость между взаимодействующими элементами и компонентами политики. Это политические связи, выражающиеся в том, что изменения в состоянии и свойствах одного участника политического взаимодействия приводят к соответствующим изменениям в другом, т.е. связи выступают в качестве результата определенных отношений. Среди политических связей особое значение имеют связи функционирования, развития и политического управления. Чрезвычайно важный вид политических отношений – это отношения господства и подчинения, или отношения власти.

Функционально-деятельностная подсистема представляет собой динамическую сторону политической системы. Она отражает процессы функционирования и развития компонентов системы, реализации существующих между ними политических связей и отношений в политических действиях и событиях, а также взаимодействия политической подсистемы в целом с другими частями общества как системы. Ключевым для выявления особенностей этой подсистемы служит понятие деятельности как специфически человеческой формы активного отношения к окружающей действительности. Содержание деятельности как индивида, так и социальных общностей составляет целенаправленное воздействие на окружающий мир с целью удовлетворения своих потребностей посредством конкретных действий. Из этого следует, что данная подсистема включает в себя: политические цели, которые ставят перед собой и обществом субъекты политических отношений; • используемые политические средства – совокупность направлений, форм и методов деятельности политических институтов и субъектов по завоеванию государственной власти и по ее использованию; • процесс политической деятельности. В обобщающем виде содержательная сторона данной подсистемы выражается в функциях политической системы, под которыми следует понимать основные, обязательные направления деятельности, раскрывающие ее сущность, реализующие ее социальное назначение и обеспечивающие ее функционирование и развитие. Все функции политической системы можно разделить на четыре группы.

1. Входные функции – все направления деятельности политической системы по получению всесторонней информации и извлечению интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов из окружающей среды.

2. Внутрисистемные функции: • анализ информации о состоянии, требованиях и поддержке окружающей среды; • выработка и принятие решений, обеспечивающих функционирование и развитие социальной системы (выработка целей и стратегии общественного развития, разработка и принятие программ, законов и других нормативных актов; • выработка и принятие решений по обеспечению адаптации, функционирования и развития самой политической системы; • реализация решений, обеспечивающих адаптацию, функционирование и развитие самой политической системы.

3. Выходные функции: • реализация принятых решений, обеспечивающих функционирование и развитие социальной системы (организаторская, воспитательная, правоприменительная, правоконтролирующая и др. виды деятельности); • распределение ценностей и ресурсов; • организация и обеспечение взаимодействия с социальными системами других стран (сотрудничество, соперничество, защита от угроз и нападений).

4. Информационно-коммуникативная функция, пронизывающая всю функциональную подсистему политической системы и информационно обеспечивающая ее деятельность, и взаимодействие с окружающей средой. Информационно-коммуникативная подсистема политической системы общества представляет собой совокупность всех форм, методов, способов и средств политического общения, политического информирования – от вербальных до электронных.

Характерная особенность данной подсистемы заключается в ее атрибутивности всем компонентам политической системы, ее включенности во все процессы, происходящие как внутри политической подсистемы, так и в ее отношениях с окружающей средой. Она обеспечивает возможность взаимодействия элементов и компонентов политической системы между собой и выполнение ее роли в обществе в целом. Помимо выделения состава компонентов политической подсистемы общества по их функциональному и социальному назначению, возможно ее структурирование и через призму отношения политических субъектов к системе властвования. В любой политической системе имеют место как параллельные, однонаправленные, так и встречные, разнонаправленные процессы. Их инициаторами и носителями выступают политические субъекты, имеющие несовпадающие или даже противоположные интересы. Отношения между такими политическими субъектами носят характер борьбы. В зависимости от того, какие позиции в системе органов государственной власти занимают противоборствующие силы, одни из них образуют властноуправляющую подсистему политического господства, другие – подсистему политического оппонирования, политической оппозиции. Причем оппозиционные политические субъекты не всегда входят лишь в подсистему политического участия. Они зачастую широко представлены в законодательных органах государственной власти и активно участвуют в осуществлении их функций.

Итак, политическая подсистема общества представляет собой совокупность:

• государства, политических партий и общественных организаций, главным из которых является государство, а также социальных общностей, групп и политических лидеров, объединенных участием в политической жизни общества;

• многообразных форм, способов и средств политических отношений, связей, общения и деятельности, ядром которых выступает борьба за обладание государственной властью и, прежде всего, ее использование для управления обществом в интересах распоряжения его ресурсами и в целях обеспечения его функционирования и развития;

• политических норм и ценностей, форм политического сознания и политической культуры, отражающих, обогащающих и регулирующих политическую жизнь общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: