Теорема (о вероятности произведения зависимых событий)

Вероятность произведения зависимых событий равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого при условии, что первое событие произошло.

Если   и  - зависимые события, то .

 

Задача 7. Студент знает 20 из 25 вопросов программы.

Найти вероятность того, что студент знает предложенные ему три вопроса.

 

Событие  - студент знает предложенные ему три вопроса.

 

Обозначим элементарные события:

 - студент знает ответ на первый вопрос;

 - студент знает ответ на второй вопрос;

 - студент знает ответ на третий вопрос.

 

1 способ

Событие   заключается в следующем: студент знает ответ на первый вопрос, и студент знает ответ на второй вопрос, и студент знает ответ на третий вопрос: ,

где ,   и  - зависимые события, так как билеты с вопросами не возвращаются обратно.

Применим теорему о вероятности произведения зависимых событий и получим:

 

                 .

2 способ

Задачу можно решить по классической формуле вероятности:

 

                                    ,

где общее число исходов опыта  равно числу выборок из 25 вопросов по 3 вопроса, которые отличаются одна от другой только самими вопросами, при этом порядок следования вопросов значения не имеет. Такие выборки из 25 элементов по 3 элемента называются сочетаниями без возвращения (без повторения элементов) и вычисляются по формуле: .

Число исходов, благоприятствующих появлению события , равно числу сочетаний из 20 вопросов по три вопроса и вычисляется по формуле:  (из 20 известных вопросов студенту достались 3 вопроса, а из 5 неизвестных не досталось ни одного).

 

 

Задача 8. В цехе работают 7 мужчин и 3 женщины. По табельным номерам наудачу отобраны три человека. Найти вероятность того, что все отобранные лица окажутся мужчинами.

 

Событие -все отобранные лица окажутся мужчинами.

Составим элементарные события:

 - первый отобранный рабочий – мужчина;

 - второй отобранный рабочий – мужчина;

 - третий отобранный рабочий – мужчина.

 

1 способ

Событие заключается в следующем: первый отобранный рабочий – мужчина, и   второй отобранный рабочий – мужчина, и третий отобранный рабочий – мужчина: ,

где ,   и  - зависимые события, так как отобранные лица в список не возвращаются.

Применим теорему о вероятности произведения зависимых событий и получим:

 

                 .

2 способ

Задачу можно решить по классической формуле вероятности:

 

                                        ,

где общее число исходов опыта  равно числу выборок из 10 рабочих по 3 рабочих, которые отличаются одна от другой только самими рабочими, при этом порядок следования рабочих значения не имеет. Такие выборки из 10 элементов по 3 элемента называются сочетаниями без возвращения (без повторения элементов) и вычисляются по формуле: .

Число исходов, благоприятствующих появлению события , равно числу сочетаний из 7 мужчин по три мужчины и вычисляется по формуле:  (из семи мужчин наудачу выбрали троих и из трех женщин не выбрали ни одной).

 

Задача 9. На полке в случайном порядке расставлены 15 учебников, причем пять из них в переплете. Библиотекарь берет наудачу три учебника.

Найти вероятность того, что хотя бы один из учебников окажется в переплете.

 

Событие  - хотя бы один из трех выбранных учебников окажется в переплете;

Событие   (не ) -ни один из трех выбранных учебников не будет в переплете.

Противоположные события   и  образуют полную группу несовместных событий.

Следовательно, .

 

Обозначим элементарные события:

 - первый учебник в переплете;

 - первый учебник без переплета;

 - второй учебник в переплете;

 - второй учебник без переплета;

 - третий учебник в переплете;

 - третий учебник без переплета.

 

1 способ

Событие   (не ) заключается в следующем: первый взятый с полки учебник оказался без переплета, и   второй учебник без переплета, и третий учебник без переплета: ,

где ,   и  - зависимые события, так как взятые с полки учебники не возвращаются обратно на полку.

 

Применим теорему о вероятности произведения зависимых событий и получим:

 

.

2 способ                                                     

Задачу можно решить по классической формуле вероятности:

 

                  .

3 способ

 

=

    .

 

 

                                                                               Задачи

 

1. Участок электрической цепи состоит из трех элементов . Вероятность выхода из строя каждого элемента за время  равна 0,2. Какова вероятность разрыва цепи за время ?

Ответ: 0,232.

 

2. Игра между игроками   и   ведется на следующих условиях: в результате первого хода, который всегда делает , он может выиграть с вероятностью 0,3. Если первым ходом не выигрывает, то ход делает и может выиграть с вероятностью 0,5. Если в результате этого хода не выигрывает, то делает второй ход, который может привести его к выигрышу с вероятностью 0,4.

Определить вероятность выигрыша для и .

Ответ: 0,44; 0,35.

 

3. Иван и Петр поочередно бросают монету. Выигрывает тот, у кого раньше появится герб. Иван бросает монету первым. Найти вероятности выигрыша для каждого из игроков, считая, что бросание монеты может продолжаться неограниченно долго.

Ответ: .

4. Для сигнализации об аварии установлены два независимо работающих устройства. Вероятность того, что при аварии сработает первое устройство - равна 0,95, второе – 0,9. Найти вероятность того, что при аварии сработает: 1) только одно устройство; 2) хотя бы одно устройство; 3) оба устройства; 4) не сработает ни одно устройство.

Ответ: 0,14; 0,995; 0,855; 0,005.

 

5. Два стрелка стреляют по мишени. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле для первого стрелка равна 0,7, а для второго – 0,8. Найти вероятность того, что при одном залпе в мишень попадет: 1) только один из стрелков; 2) хотя бы один из стрелков.

Ответ: 0,38; 0,94.

 

6. В электрическую цепь последовательно включены три элемента, работающие независимо друг от друга. Вероятности отказов первого, второго и третьего элементов равны: 0,1; 0,15; 0,2. Найти вероятность того, что тока в цепи не будет.

Ответ:0,388.

 

7. Три исследователя независимо один от другого производят измерение некоторой физической величины. Вероятность того, что первый исследователь допустит ошибку при считывании показаний прибора, равна 0,1. для второго и третьего исследователей эта вероятность соответственно равна 0,15 и 0,2. Найти вероятность того, что при однократном измерении хотя бы один из исследователей допустит ошибку.

Ответ: 0,388.

 

8. В мешочке содержится 10 одинаковых кубиков с номерами от 1 до 10. Наудачу извлекают по одному три кубика. Найти вероятность того, что последовательно появятся кубики с номерами 1, 2, 3, если кубики извлекаются: 1) без возвращения; 2) с возвращением (извлеченный кубик возвращается в мешочек).

Ответ: ; 0,001.

 

9. В ящике 10 деталей, среди которых шесть окрашенных. Сборщик наудачу извлекает четыре детали. Найти вероятность того, что все извлеченные детали окажутся окрашенными.

Ответ: .

 

10. Из 20 экзаменационных билетов три содержат простые вопросы. Пять студентов по очереди берут билеты. Найти вероятность того, что хотя бы одному из них достанется билет с простыми вопросами.

Ответ: 0,601.

 

11. Вероятность попадания стрелком в десятку при одном выстреле равна 0,7, а в девятку – 0,3. Определить вероятность того, что стрелок при трех выстрелах наберет не менее 29 очков.

Ответ: 0,784.

 

12. Двенадцать деталей, среди которых три неисправные, укладываются в коробки по 4 детали. Найти вероятность того, что в каждой коробке будет одна неисправная деталь.

Ответ: 0,29.

 

13. Вероятность своевременного прибытия первого поезда дальнего следования равна 0,95; второго – 0,9; третьего – 0,8. Найти вероятность того, что только один поезд прибудет вовремя.

Ответ: 0,032.

 

14. В корзине лежат 20 теннисных мячей, из них 12 новых и 8 игранных. Из корзины извлекают наудачу два мяча для игры. Найти вероятность того, что оба мяча будут новыми.

Ответ: 0,347.

 

15. В коробке 5 синих, 4 красных и 3 зеленых карандаша. Наудачу вынимают три карандаша. Найти вероятность того, что все они одного цвета.

Ответ: 0,068.

 

16. Студент знает 20 из 25 вопросов программы. Зачет считается сданным, если студент ответит не менее, чем на три из четырех поставленных в билете вопросов. Взглянув на первый вопрос билета, студент обнаружил, что он его знает. Какова вероятность того, что студент сдаст зачет?

Ответ: 0,901.

 

17. Мастер, имея десять деталей, из которых три нестандартные, проверяет детали одну за другой, пока не попадется стандартная. Какова вероятность, что он проверит ровно две детали?

Ответ: 0,23.

 

18. Студент пришел на экзамен, зная 30 из 40 вопросов программы. В каждом билете три вопроса. Найти вероятность того, что студент ответит правильно: 1) на все вопросы наудачу взятого билета;

2) хотя бы на два вопроса.

Ответ: 0,41; 0,85.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: