Правила делового общения
План лекции
Общие этические правила делового общения
2.1. Приветствие, представление, обращение
2.2. Телефонный этикет
Этика отношений в системе «руководитель-подчиненный»
Этика межличностных отношений на работе
Правила представления
Представить кого-либо – значит назвать: имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает, а также того, кому представляем
Мужчину – женщине
Младшего по возрасту – старшему по возрасту
Имеющего более низкий должностной статус – имеющему более высокий должностной статус.
Примеры представлений
Позвольте Вам представить – господин Сергеев!
Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы – Сергея Кузнецова!
Мы с Вами незнакомы, позвольте представиться!
Не возражаете, если мы с Вами познакомимся?
Виктор Александрович, позвольте представить вам Бориса Ивановича, вице-президента по маркетингу. Борис Иванович, это Виктор Александрович, президент нашей фирмы.
Знакомьтесь, пожалуйста!
Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги!
Обращение
В странах СНГ уважительным считается обращение по имени и отчеству
Не обращаются по имени:
к человеку, который старше вас по возрасту;
к сотруднику, который старше вас по статусу;
к своему начальнику, если это не служебная традиция.
Правила титулирования
Титул отражает положение человека в общественной и служебной иерархии
Титулы, связанные с занимаемой должностью (господин президент, господин министр, господин директор, господин ректор)
Титулы, связанные с научными званиями (доцент, профессор)
Куртуазные титулы (король, принцесса, премьер-министр, министр, посол, Ваше святейшество, Ваше преосвященство)
Анонимное титулирование (герр, фрау, мисс, миссис, мистер, мадам, мадемуазель, месье, господин, госпожа).
Правила подготовки телефонного разговора
Помечайте на календаре, когда вы планируете разговор, с кем и на какую тему.
На отдельном листке набросайте примерный план разговора.
Там же перечислите фамилии, даты, цифры, которые могут понадобиться.
Выберите оптимальное время для звонка.
Определить перечень обсуждаемых вопросов и последовательность их изложения.
Заранее узнайте, кто наиболее компетентен в интересующем вас вопросе.