УД. Введение в профессию
Дата: 24.04.2020
Преподаватель: Федорова О.А.
Тема лекционного занятия: Научно-исследовательская деятельность педагога
Цель занятия: познакомиться с особенностями научно-исследовательской деятельности педагога; изучить и проанализировать формы работы научно-исследовательской педагогической деятельности
Задания студентам:
1. В начале пары (в течение 3-5 минут) пришлите фото домашнего задания (мне в личку). На оценку проверю работы выборочно у некоторых студентов.
2. - Ребята, прочитайте и запишите тему лекционного занятия «Научно-исследовательская деятельность педагога».
- Работать по теме занятия вы будете по материалу Приложения 1. Изучите его.
И ответьте на вопросы:
1. Что такое научно-исследовательская деятельность учителя?
2. Какие основные этапов выделяются в научном исследовании?
3. Какие цели предполагает научно-исследовательская деятельность учителей?
4. Что является результатом научно-исследовательской деятельности учителей?
|
|
Где делится учитель своим инновационным опытом?
6. Что позволяет учителю актуализировать научно-исследовательская деятельность?
7. Какие важные условия стимулируют педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов в научно-исследовательской деятельности?
8. С какими трудностями сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности?
9. Какие умения учителя лежат в основе исследовательской деятельности учителя лежат гностические умения?
10. На что влияет организация научно-исследовательской деятельности педагога?
- В лекционных тетрадях у вас должны быть только ответы на вопросы. В 14.25 жду фотоотчет работы. При выставлении оценок за работу на сегодняшнем занятии буду обращать внимание на то, насколько ответы на вопросы полные, убедительные, а также смотрю на эстетику оформления лекционного материала.
3. Домашнее задание: Ребята, сегодняшнее лекционное занятие было последним, теперь у нас остались только практические, поэтому домашним заданием будет следующее – повторить весь пройденный лекционный материал в этом семестре, пройти проверочный тест, ответы записать в тетрадь. Прохождение теста является подготовкой к экзамену (Приложение 2).
Удачной работы!
Приложение 1
Научно-исследовательская деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования:
1) постановка проблемы; 2) изучение теории по данной проблеме; 3) овладение методикой исследования; 4) сбор материала, его анализ; 5) выводы по решению данной проблемы.
|
|
Целями научно-исследовательской деятельности учителей могут быть:
- формирование единого научного сообщества учителей;
- развитие представлений о межпредметных связях;
- развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;
- обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;
- создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;
- разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.
Учитель-практик, проводя научно-исследовательскую работу, отталкивается от проблем конкретного учебного заведения. Он может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей найти путь решения возникшей проблемы. Исследования педагогов отличаются от исследований научных коллективов: прикладным характером, поскольку они решают какую-либо актуальную проблему конкретного учебного заведения; направленностью на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п. Результатом научно-исследовательской деятельности учителей следует считать написание работ различных видов:
1) реферата классификационного типа, позволяющего его автору обобщить изученный теоретический и практический материал в рамках своей проблемы;
2) реферата познавательного типа, позволяющего его автору изучить теоретический материал и показать его применение к решению своей проблемы;
3) реферата исследовательского типа, в котором основным содержанием является цепочка задач (проблем) решаемых автором самостоятельно.
В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. На этих конференциях учителя в форме докладов, сообщений, рефератов знакомят коллег со своими поисками по интересующей их проблеме, участвуют в обсуждении и корректируют планы дальнейшей проработки проблемы. Это позволяет им выявлять скрытые потенциальные возможности в развитии профессионального мастерства и внедрять в собственную практику достижения науки и передовой опыт, а затем преобразовывать их в личный инновационный опыт.
Научно-исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя; повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков; совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей; обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя; получить качественно новое знание (инновацию); повысить статус учебного заведения.
При этом важным является создание условий, стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов. К таким условиям следует отнести:
- информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;
- создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы, так и вне ее путем организации встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов»;
- организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;
- предоставление педагогам свободы выбора направлений исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);
|
|
- консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы;
- обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно-практических конференциях и т.п.);
- наличие системы материального вознаграждения.
Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности, особо следует выделить слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы, а это диктует необходимость обучения педагогов основам научно-исследовательской и экспериментальной деятельности на основе научно-методических семинаров, дистанционного консультирования, издания методической литературы.
В основе исследовательской деятельности учителя лежат гностические умения, которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно - обучающей деятельности, и собственно - исследовательские умения, лежащие в основе работы учителя.
1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата доклада, сообщения.
2. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в практике преподавателя.
3. Умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.
Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности учителя, его творческий рост, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, повышает его профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.
|
|
Приложение 2
Тест
Стиль педагогического руководства учителя, заключающийся в предъявлении неукоснительных требований, приказов, угроз, называется
а) либеральным;
б) демократическим;
в) авторитарным;
г) конфликтным
2. Профессиограмма учителя – это:
а) совокупность психических, психофизологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии;
б) совокупность психических, психофизиологических особенностей человека;
в) паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю;
г) уровень знаний и умений специалиста.
3. Основой для профессионально-личностного самообразования учителя является:
а) самопознание;
б) контроль администрации;
в) социализация;
г) влияние коллег
4. Профессиональное самообразование это:
а) целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию и приобретению знаний;
б) чтение художественной литературы;
в) чтение публицистической литературы;
г) методическое совершенствование;
5. Мастерство учителя является _______ его профессионального становления:
а) потребностью;
б) закономерностью;
в) результатом;
г) мотивом
6. Особенностью педагогической профессии является:
а) руководство физическим развитием личности;
б) богатство различных социальных связей (с учениками, родителями, коллегами);
в) отношение к группе профессий «человек-человек»;
г) руководство эмоциональным развитием.
7.Педагогический такт – это:
а) понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности;
б) ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, уважение к личности воспитанника;
в) чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами;
г) осознание, разработка и реализация задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении.
8.Педагогическое мастерство – это:
а) комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся, осуществлять педагогическое взаимодействие;
б) мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
в) мастерство передачи знаний, формирования опыта деятельности и владения педагогической техникой;
г) единство его теоретической и практической готовности.
9. Профессиональная компетентность педагога – это:
а) содержание подготовки педагога по той или иной специальности;
б) единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм;
в) личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт) позволяющие эффективно решать профессиональные задачи или принимать участие в их разработке;
г) наличие у педагога интереса к профессии учителя, педагогического призвания.