Методика №7.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(заполняет учитель).
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Респонденты: обучающиеся 1-4 класса
Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
3. Любопытство | Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов. |
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
|
|
1- отсутствие интереса,
|
|
2- реакция на новизну,
3- любопытство,
4- ситуативный учебный интерес,
5- устойчивый учебно-познавательный интерес;
6- обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
ПРИМЕЧАНИЕ: В сводную таблицу заносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл (1-2 уровень) – низкий уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
С (средний уровень) -2 балла (3-4 уровень) – средний или удовлетворительный уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
В (высокий уровень) - 3 балла (5-6 уровень) – высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса.
Методика №8.
Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации
(Л.И. Лейчуг, педагог-психолог – МБОУ - лицей № 32 г. Белгорода)
(заполняет учитель).
Цель: выявление уровня развития нравственно-этической ориентации учащихся.
Оцениваемые УУД: умение отличать хорошие поступки от плохих, корректировать свое поведение соответствии с моральной нормой.
Возраст: 6,5 – 11 лет (1-4 класс).
Метод оценивания: наблюдение учителя.
Критерии:
1. Отношение к учебе
1 - не учится даже при наличии контроля
2 - учится только при наличии контроля;
3 - учится для себя;
4 -. учится сам и побуждает других;
2. Отношение к труду
1 - не трудится даже при наличии контроля;
2 - трудится только при наличии контроля
3 - трудится только для себя;
4 -. трудится сам и побуждает других;
3. Отношение к здоровью
1 - даже при наличии контроля не соблюдает правила личной гигиены, не следит за своим внешним видом, неряшлив, физкультурой (зарядкой) не занимается;
2 - делает это только при наличии контроля;
3 - соблюдает правила личной гигиены, следит за своим внешним видом, аккуратен, активно занимается физкультурой (зарядкой);
4. Отношение к социальной активности
1 - даже при наличии контроля не проявляет активность в общественной жизни класса, не добивается поставленной цели, не доводит начатое дело до конца;
2 - делает это только при наличии контроля;
3 - проявляет активность в общественной жизни класса, способен добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца.
5. Отношение к другим
1 - низкий уровень или отсутствие желания прийти на помощь, доброты, уважения, сердечности и умения прощать;
2 - наличие желания прийти на помощь, доброты, уважения, сердечности и умения прощать.
6. Отношение к искусству, творчеству, культуре
1 - низкий уровень или отсутствие желания проявить и показать себя, участия в различных классных и школьных мероприятиях;
2 - наличие желания проявить и показать себя, участие в различных классных и школьных мероприятиях.
Уровни нравственно-этической ориентации определяется по общей сумме баллов по всем критериям:
Высокий (В) уровень –15-18 баллов;
Средний (С) уровень – ребенок получил 11-14 баллов;
Низкий (Н) уровень – ребенок получил 6-10 баллов.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл - если у ребёнка низкий уровень нравственно-этической ориентации;
С (средний уровень) - 2 балла - если у ребёнка средний уровень нравственно-этической ориентации;
В (высокий уровень) - 3 балла - если у ребёнка высокий уровень нравственно-этической ориентации.