Для надежной работы водителя большое значение имеет его умение оценить расстояния до объектов и их взаимную удаленность, а также скорость и направление перемещения участников движения. Эти характеристики его интересуют в тех случаях, если объекты дорожной обстановки могут создавать помехи движению управляемого автомобиля. Например, перед выполнением обгона водитель должен оценить взаимное положение своего, обгоняемого и встречного транспортных средств, скорости их движения, путь обгона и др. Без такой оценки трудно определить возможность выполнения безопасного маневра. Большинство ДТП при обгоне является следствием ошибок в оценке перечисленных факторов. В оценке пространственно-временных характеристик наиболее важным бывает сравнение расстояний до объектов, которые могут оказать помехи движению, с тормозным путем или путем объезда.
Неточно оценив расстояние или скорость участников движения, водитель может чересчур резко нажать на тормозную педаль или слишком круто повернуть рулевое колесо.
|
|
Чтобы оценить степень опасности обнаруженного объекта, желательно как можно раньше определить расстояние до него. Расстояния до наиболее важных для водителя объектов, на котором они могут быть обнаружены, следующие, м:
Дорожные знаки (форма)........... 600-250
Человек......................................... 1350-800
Легковой автомобиль.................. 1400-900
Грузовой .............................. 2500-1600
Точнее всего можно определить расстояния до объектов неподвижных и перемещающихся в направлении; поперечном лучу зрения. Чаще всего водителю приходится оценивать расстояние вдоль луча зрения, например, до встречных и попутных транспортных средств. Точность оценки таких измерений намного ниже, чем при перемещении объекта под углом к лучу зрения, особенно если расстояние до объекта превышает 200-250 м. Если объект перемещается под углом к лучу зрения, то его скорость определяют по неподвижным относительно наблюдателя предметам, если предмет движется вдоль луча зрения, то по изменению угла, который охватывает объект. Точность оценки скорости в последнем случае наиболее низкая. Заметно снижается точность оценки скорости объектов при большой скорости управляемого автомобиля. Так, при скорости автомобиля 80 км/ч точность оценки на 30 % ниже, чем при скорости 60 км/ч. Водитель, желая оценить скорость встречного транспортного средства, вынужден задерживать на нем взгляд иногда более чем на 3 с. При этом он невольно отвлекается от наблюдения за другими объектами, что опасно.
|
|
Оценивать скорость движения попутных автомобилей водителю нужно при подготовке к обгону и особенно при движении в транспортном потоке для распознавания изменения режима движения автомобиля-лидера. Обычно торможение лидера водитель обнаруживает по включению сигнала торможения. Если стоп-сигнал не работает, то обнаружить торможение лидера можно по изменению его угловых размеров по мере приближения. Но эти изменения удастся заметить лишь с определенного расстояния, которое зависит от размеров автомобиля-лидера, интенсивности его торможения и индивидуальных свойств самого водителя. Легче и точнее воспринимается торможение автомобилей с большими габаритами. При более интенсивном торможении распознавание происходит раньше, т. е. на большем расстоянии. Однако даже при высокой чувствительности зрения водителя и максимальной интенсивности торможения обнаружить изменение режима лидера можно на расстоянии не более чем 90 м. При торможении со средней интенсивностью максимальное расстояние, с которого можно заметить снижение скорости, находится в пределах 40- 60 м.