У присловных укажите контактную рамку. Выделите предложения с местоименно-соотносительной и местоименно-союзной связью

 Оопределите вид придаточных.

    1. Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.

2. Он в том покое поселился, где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил.

3. Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.

4. И в голос все решили так, что он опаснейший чудак.

5. Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод.

6. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

7. Он уезжает со двора, спокойно дома засыпает и сам не знает поутру, куда поедет ввечеру.

8. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.

9. В смятенье Таня торопилась, пока звезда ещё катилась, желанье сердца ей шепнуть.

10. Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена затем, что модных колец не достали.

11. Бывало, когда гремел мазурки гром, в огромной зале всё дрожало. 12. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой.

13. Блажен, кто смолоду был молод.

14. Я с вами знал всё, что завидно для поэта.

15. Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу с тобой расстаться нынче как приятель.

16. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.

17. Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.

18. Мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт.

19. Я это потому пишу, что уж давно я не грешу.

20. Исчезло счастье юных лет, как на лугах ваш легкий след.

21. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

22. Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же.

23. Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод.

24. Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандисон.

 

 

Упражнение 26.   Разграничьте присловные и неприсловные придаточные.

Разберите предложение по членам.  Дайте характеристику каждой главной и придаточной части по составу и полноте.

Определите подчинительное средство связи и дайте его морфологическую характеристику.

Назовите признаки каждой придаточной части и укажите вид придаточных.

 

1.  Пошли гулять, вошли в аллею и видим, что под липой против шалаша дымится костерчик, а на него смотрит какой-то мужик. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

2. Я, принарядившись, вышел из дому и пошел посмотреть, исправно ли переднее колесо, которое уже два раза посылали к кузнецу. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

3. Тарантас уже весь такой горячий, что прикоснуться нельзя. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).  

4. Дождь теплый, но все же не настолько, чтобы сидеть в одной рубахе. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

5. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

6.  Мы выехали из города в предвечернее время, проехали длинную и широкую улицу, уже показавшуюся мне бедной по сравнению с той, где была наша гостиница. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

7. Конечно, мне объяснили, какой это был дом и кто был этот человек. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

8. Для тех чувств, которые возбудили во мне решетка и лицо этого человека, родительских объяснений было слишком мало. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

9. Я уже заметил, что на свете, помимо лета, есть ещё осень, зима, весна, когда из дому можно выходить только изредка. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

10. Все мы просыпались с чувством этого благодетельного перелома, так что дальше не должно было быть места никакой печали. (И.Бунин. Жизнь Арсеньева).

11. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан-пахарь. (А.Чехов. На реке).

12. Глядите на нее (реку) и диву даетесь, откуда могла взяться такая прыть. (А.Чехов. На реке).

13. Что ни шаг, то река делает поворот. (А.Чехов. На реке).

14. Ни один из плотогонов не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. (А.Чехов. На реке).

15. Бабы, с заболтанными, мокрыми подолами, тощие и оборванные, делают то же, что и мужчины. (А.Чехов. На реке),

 

Упражнение 27. В данных сложноподчиненных предложениях со словом «ЧТО» в роли средства подчинительной связи определите частеречную принадлежность этого слова и вид придаточных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: