Носить ту или иную одежду — всегда значит «подравнивать» свою осанку, фигуру к определенному идеалу моды (рис. 2.4.3). Женщины 30-х гг., например, приподнимали плечи. Были распространены прямоугольные плоские сумки, которые носили под мышкой наподобие книги. Приподнятые плечи становились акцентом моды. Наоборот, в 50-х гг. модно было прятать руки в низко расположенные карманы свободных пальто, отчего плечи, естественно, опускались и казались более покатыми.
Рис. 2.4.3. Модная постановка корпуса фигуры
На рис. 2.4.3 приведена модная постановка корпуса в 20, 30, 80-е гг., которая способствовала подчеркиванию той или иной формы в одежде. Естественно, модная поза эпохи 1900-х гг. в одежде силуэта 30-х гг. произвела бы комическое впечатление, так как в 30-е гг. постановка корпуса совершенно иная, делающая фигуру более плоской.
Рис. 2.4.4 Зависимость формы одежды от постановки корпуса
Итак, мы подчиняемся форме, заданной модой, которая либо подчеркивает, либо скрадывает фигуру.
|
|
При воспроизведении новой модной линии в конструкции, прежде всего, необходимо определить, к какой именно геометрической форме стремится форма одежды. Мысленно созерцая форму сверху, определяем, что в одном случае она напоминает прямоугольник с ясно читающимися гранями; в другом — овал, близкий к естественной форме грудной клетки; в третьем — круг и т. д.
Сопоставляя результаты такого анализа с впечатлением, получаемым от фронтального и профильного силуэта одежды, мы уже можем располагать достаточными данными для того, чтобы определить конструкцию формы одежды.
Форма и силуэт — две основные характеристики моды — тесно связаны между собой. Изменяясь во времени, они дают движение моде. Пытаясь проникнуть в особенности новой формы, мы определяем прежде всего ее силуэт. Используя понятие «силуэт» как плоскостное выражение модной формы, специалисты имеют в виду не абсолютно точную тень этой формы на плоскости, а ее условное схематизированное изображение, в котором важнейшие для данного периода моды участки подвержены некоторой утрировке.
Поэтому силуэт изображается графически упрощенно, с акцентом на важнейшие особенности новой формы. Сравнительно небольшое число силуэтов определяется постоянным стремлением современной моды найти в одежде эквивалент естественным пропорциям человеческой фигуры.
Основные силуэты одежды в таком случае могут быть определены по принципу отношения к фигуре (повторение ее форм, приближение и контраст): приталенный (с разным объемом лифа и юбки); прилегающий (с разной степенью приталивания): как разновидность — полуприлегающий; прямой (с большей или меньшей свободой облегания); расширенный (трапеция, силуэт А-образный).
|
|
Подведем итоги:
• Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
• Форма костюма – объемно-пространственная характеристика предметов.
• Классификация силуэтов по степени прилегания изделия к фигуре: полуприлегающий, прилегающий, приталенный, свободный.
Вопросы для повторения:
1. Что такое силуэт и как он связан с формой предмета?
2. Какие виды силуэтных форм существуют в современном костюме?