Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Повторяемость характерна также для всех процессов в жизни человека. Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение сопоставимых элементов называется ритмом.
Ритм существует во всех видах искусства: в музыке это сочетание звуков, в поэзии — чередование рифм, в архитектуре и прикладном искусстве — разнообразное повторение и чередование форм или их свойств на плоскости или в пространстве.
Ритм сообщает композиции динамичное развитие, причем для создания выразительного ритмического движения большое значение имеют не только характер и размещение элементов, но и их количество. Ритмическая организация появляется в том случае, если происходит чередование не менее трех элементов.
Ритм в костюмной композиции может проявляться в трех видах:
• изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;
• сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов:
|
|
• изменяются величины и чередующихся элементов, и интервалов между ними.
Композиции, построенные с применением метрического или ритмического порядка, могут быть с интервалами и без них, могут быть простыми, т. е. состоящими из одного повторяющегося элемента, а также сложными, когда в них сочетаются несколько простых ритмических рядов или повторяются элементы двух и более видов.
2. Виды ритмов
Существуют следующие виды ритмов в одежде:
1) Простой равномерный ритм. Он заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов. Он может проявляться по-разному:
• в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы (рис. 2.7.1);
• в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними (рис. 2.7.1).
2) Пропорционально-последовательный ритм – это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением (рис.2.7.2).
3) Ритмическое построение на основе симметрии. Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершённость. Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки - карманов, клапанов, хлястиков, складок (рис. 2.7.3).
Рис. 2.7.1. Простой равномерный ритм
Рис. 2.7.2. Пропорционально-последовательный ритм
4) Радиально-лучевой ритм – это когда ритмические элементы берут начало из одного места (на одной оси). Следует выделить 2 вида радиально-лучевого ритма:
|
|
• простая равномерная закономерность – чередование однородных и равных по величине линий, берущих начало в одном месте (веер, складки на юбке “солнце”, плиссе) (рис.2.7.4, а).
Рис. 2.7.3. Осевой ритм
• прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок (рис.2.7.4, б).
а б
Рис. 2.7.4. Радиально-лучевой ритм
5) Ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов. Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчинённых один другому. Нельзя перегружать одежду разнообразными ритмами – нарушается целостное восприятие композиции.