Дидактика ― одна из основных частей педагогики, педагогическая теория обучения.
Дидактика – это научная дисциплина, изучающая цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы обучения.
Предметом исследования дидактики выступают сущностные характеристики обучения – его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы.
Предметом дидактики является обучение, его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации.
Дидактика— педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его целей, содержания, методов и организационных форм.
Предмет дидактики необычайно многогранен.
Загвязинский В.И .: предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе различных видов учебной деятельности.
Загвязинский В.И.: предметом дидактики является регулирование и совершенствование возникающих в процессе обучения многообразных отношений («учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — изучаемый материал», «учитель — изучаемый материал», «учитель — класс», «ученик — класс»), создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.
|
|
Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося.
Обучение характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью формирование знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.
Для понимания роли обучения важное значение имеет то, что этот процесс оказывает широкое развивающее и формирующее влияние на личность.
Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям.
Дидактика может изучать:
1) деятельность школ и других образовательных учреждений;
2) цели обучения;
3) программное содержание;
4) работу учителей и учащихся;
5) организационные и социальные формы и условия обучения.
Задачи дидактики
На современном этапе дидактика реализует следующие задачи:
Описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
Разработка более современных процессов обучения;
Организация учебного процесса;
Новые обучающие системы;
Новые технологии обучения;
Индивидуализация и дифференциация обучения;
Демократизация и гуманизация обучения;
|
|
Формирование познавательной активности и самостоятельности;
Активизация общего уровня развития школьников;
Развитие и формирование умственных способностей;
Проблемный характер изложения учебного материала;
Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся;
Программирование и компьютеризация обучения;
Работа с одарёнными детьми;
Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения;
Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности.
Эти задачи учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.
Связь дидактики с другими науками
В решении своих задач дидактика использует достижения других наук, а именно:
философия
психология
социология
возрастная физиология
кибернетика
информатика
методики образования
Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.
Пользуясь данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся, формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т.д. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития и т.п.
С социологией дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и развития общества, социальные отношения - все то, что интересует дидактику.
Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий.
Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе. педагог дидактика обучение
Связь с информатикой обусловлена тем, что любой предмет представляет собой информационную систему (обработки, хранения и передачи информации). В настоящий момент в обучение активно внедряются новые информационные технологии. Учитель обязан владеть ими и органично встраивать их в учебный процесс.
Дидактика оперирует категориями методологии и методов.
В дидактике “прижились” понятия ряда смежных наук, приобретя специфический оттенок, например, из философии - “содержание и форма”, “общее и особенное”, категории методологии и методов. Естественно, многие понятия психологии воспринимаются вполне как общедидактические, например умения, навыки, мотивы, направленность: “учебные умения”, “навыки письма”, “мотивы учения”, “познавательные интересы”, “восприятие учебного материала”, “мыслительная деятельность в обучении” и др. Они отражают объективные межпредметные связи дидактики с психологией, как и с другими науками.
|
|