Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками

 

Дидактика ― одна из основных частей педагогики, педагогическая теория обучения.

Дидактика – это научная дисциплина, изучающая цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы обучения.

Предметом исследования дидактики выступают сущностные характеристики обучения его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы.

Предметом дидактики является обучение, его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации.

Дидактика— педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его целей, содержания, методов и организационных форм.

Предмет дидактики необычайно многогранен.

Загвязинский В.И .: предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе различных видов учебной деятельности.

Загвязинский В.И.: предметом дидактики является регулирование и совершенствование возникающих в процессе обучения многообразных отношений («учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — изучаемый материал», «учитель — изучаемый материал», «учитель — класс», «ученик — класс»), создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.

Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося. 

  Обучение характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью формирование знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.

Для понимания роли обучения важное значение имеет то, что этот процесс оказывает широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям.

 

 Дидактика может изучать:

1) деятельность школ и других образовательных учреждений;

2) цели обучения;

3) программное содержание;

4) работу учителей и учащихся;

5) организационные и социальные формы и условия обучения.

Задачи дидактики

На современном этапе дидактика реализует следующие задачи:

Описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

Разработка более современных процессов обучения;

Организация учебного процесса;

Новые обучающие системы;

Новые технологии обучения;

Индивидуализация и дифференциация обучения;

Демократизация и гуманизация обучения;

Формирование познавательной активности и самостоятельности;

Активизация общего уровня развития школьников;

Развитие и формирование умственных способностей;

Проблемный характер изложения учебного материала;

Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся;

Программирование и компьютеризация обучения;

Работа с одарёнными детьми;

Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения;

Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности.

Эти задачи учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.

 

  Связь дидактики с другими науками

В решении своих задач дидактика использует достижения других наук, а именно:

философия

психология

социология

возрастная физиология

кибернетика

информатика

методики образования

Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.

Пользуясь данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся, формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т.д. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития и т.п.

С социологией дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и развития общества, социальные отношения - все то, что интересует дидактику.

Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий.

Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе. педагог дидактика обучение

Связь с информатикой обусловлена тем, что любой предмет представляет собой информационную систему (обработки, хранения и передачи информации). В настоящий момент в обучение активно внедряются новые информационные технологии. Учитель обязан владеть ими и органично встраивать их в учебный процесс.

Дидактика оперирует категориями методологии и методов.

В дидактике “прижились” понятия ряда смежных наук, приобретя специфический оттенок, например, из философии - “содержание и форма”, “общее и особенное”, категории методологии и методов. Естественно, многие понятия психологии воспринимаются вполне как общедидактические, например умения, навыки, мотивы, направленность: “учебные умения”, “навыки письма”, “мотивы учения”, “познавательные интересы”, “восприятие учебного материала”, “мыслительная деятельность в обучении” и др. Они отражают объективные межпредметные связи дидактики с психологией, как и с другими науками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: