Назначение: обеспечение функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.
ИС консультативных центров подразделяются на:
1) врачебные консультативно-диагностические системы служб скорой и неотложной помощи;
2) системы для дистанционного консультирования и диагностики неотложных состояний в педиатрии и других клинических дисциплинах.
Пример КДС для служб скорой и неотложной помощи является экспертная система «Динар» (НПО «Неотложная педиатрия», Екатеринбург), предназначеннаядля региональных детских реанимационно-консультационныхцентров (РКЦ). База данных содержит информацию о ресурсах и возможностяхстационаров области, а также систему оценки тяжести состояния больногоребенка, «Динар» помогает в кратчайшие сроки принять решение: высылать ли за больным бригаду «скорой помощи», а если да, то в какую из областных больниц его направить. Экспертное заключение строится на основании диалога (чаще всего – телефонного)оператора РКЦ с участковым врачом. При этом первое, что определяет система – наличие какой-либо из 11 ситуаций, способных привести к смерти к ближайшие полчаса. Если непосредственная угроза жизни отсутствует, то система проводит более подробную диагностику. Она консультирует лечащего врача по вопросам как профессиональным, так и организационным, использует данные о находящихся в распоряжении врача ресурсах местной больницы.
Версия «Динар-11» внедрена в 17 областных центрах, среди которыхБлаговещенск, Ставрополь, Минск, Красноярск, Сыктывкар, Нижний Новгород, Оренбург, Чита, Хабаровск, Бухара и др. Статистикасвидетельствует о снижении уровня смертности больных там, былаприменена система «Динар».
Банки информации медицинских учреждений и служб.
Содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.
Персонифицированные регистры (базы и банки данных).
Это разновидность ИСС, содержащих информацию о прикрепленном или наблюдаемом контингенте пациентов на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специалистам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необходимой информации о пациенте, контроля за динамикой состояния, анализа качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм.