Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика.
Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).
5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
6. Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
7. Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за своё здоровье и общества перед человеком за его здоровье.
Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:
* комплексно и системно;
* длительно и непрерывно (в течение 11 лет, ежедневно).
Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно.
Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 11-ти лет школьного обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощущать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Решение этой проблемы требует не только изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.
Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.
Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый (открытый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов). Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и т.п. нарушения. Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значимо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как:
· условия освещённости;
· воздушно-тепловой режим;
· воздействие шума;
· санитарно-гигиеническое состояние школы;
· экологические факторы;
· гигиенические требования к использованию мультимедийных средств обучения;
· организация питания школьников;
· требования к школьной мебели.
Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России.
Также весьма велика роль учителя в решении проблемы оздоровления школьников. Основные направления учительской деятельности по оздоровлению учащихся изложены в следующей схеме, предложенной Левиным Э.А.:
Схема 1
|
|
[20, с.101]
Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.
Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории:
1. Корректируемые – действия, которых можно в некоторых случаях урегулировать;
2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализировать.
Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать.
Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния школьных факторов риска можно выделить три направления:
• научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;
• прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;
• организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:
1. не навреди;
2. принцип поддержания интереса к двигательной и познавательной активности;
3. действенный приоритет здоровья;
4. принцип непрерывности и преемственности;
5. принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;
6. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
7. комплексный, междисциплинарный подход к организации обучения;
8. медико-психологическая компетентность учителя;
9. принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
10. приоритет позитивного подкрепления над негативным;
11. приоритет активных методов обучения;
12.приоритет сочетания охранительной и тренирующей стратегий здоровьесбережения в школе;
13. принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;
14. принцип отсроченного результата;
15. принцип контроля над результатами здоровьесберегающей деятельности.