Кривошипно – шатунный механизм. Назначение, общее устройство

 

КШМ служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

КШМ состоит из подвижных (комплектный поршень, шатун, коленчатый вал с маховиком) и не подвижных деталей (блок цилиндров (блок-картер), головка блока, поддон, соединительные прокладки между головкой и блоком, поддоном и картером, передняя крышка).

Блок цилиндров (блок-картер) – основная базовая деталь двигателя. Блок должен быть жёстким и прочным. Его изготавливают из чугуна (ЗИЛ-508.10, КамАЗ-740, МАЗ (ЯМЗ-236), КрАЗ (ЯМЗ-238), ВАЗ, ГАЗ-3110 (ЗМЗ-406)); алюминия (ГАЗ-3307 (ЗМЗ-5311), ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402), АЗЛК).

Для повышения жёсткости смещают плоскость разъёма картера с поддоном вниз (КамАЗ-102 мм., ГАЗ-3307 – 75 мм., ЗИЛ-66 мм.). На алюминиевых двигателях отлиты рёбра жёсткости. Внутри всех блоков есть горизонтальная перегородка с отверстиями для гильз и вертикальные перегородки, в которых выполнены гнёзда для установки коренных шеек коленчатого вала.

В блоке находятся гильзы, которые бывают сухие и мокрые (рис. 3.1). Сухой гильзой называют гильзы, которые отлиты за одно целое с двигателем (ВАЗ, ЗМЗ-406). На всех остальных двигателях устанавливаются мокрые гильзы – вставные сменные гильзы, которые непосредственно омываемые охлаждающей жидкостью. Все гильзы чугунные, проходят закалку ТВЧ и являются направляющей для поршня. Внутренняя часть называется стеклом, которая полируется и шлифуется. Для уплотнения гильзы с одним установочным поясом под торец установочного пояса устанавливают медное кольцо. Гильза выступает над блоком цилиндров на 0,05 – 0,15 мм. Гильзы автомобилей ЗИЛ, КамАЗ имеет канавки на самой гильзе. Мокрые гильзы легко ремонтируются, а блок с сухими гильзами более прочен. Внутри блока в верхней части цилиндра выливают жаропрочную вставку высотой 40 – 50 мм. Из чугуна – церезита. Внутреннюю часть КамАЗовской гильзы закаливают и покрывают сеткой. Все алюминиевые двигатели подвергаются искусственному старению. В V – образных двигателях левый ряд смещён относительно правого на 24 мм. (ГАЗ - 5312), 29 мм. (ЗИЛ), 29,5 мм. (КамАЗ), а у МАЗа - правый относительно левого на 35 мм.

 

 

 

Рис. 3.1. Схемы цилиндров двигателей:

а —без гильз, но с короткой вставкой; б и в —с мок­рой гильзой; г и д —с мокрой гильзой, в которую запрессована короткая вставка; 1 — блок-картер; 2 —рубашка охлаждения; 3 —вставка; 4 —гильза цилиндра; 5 —уплотнительные кольца (резиновые или медные, устанавливаемые под бурт); 6 —антика-витационное кольцо; 7 —медная прокладка

 

 

Головка блока является крышкой. Выполняется на целый ряд цилиндра или на каждый цилиндр в отдельности (КамАЗ). Все головки изготавливают из алюминиевого сплава, а на двигателях ЯМЗ – 236, 238 – из чугуна. В головке располагаются: камера сгорания, отверстия под свечку, канал для выпуска отработавших газов и впуска новой смеси. Внутри имеется рубашка охлаждения, запрессованы направляющие клапанов. На головку крепиться механизм газораспределения. Головка подвергается искусственному старению для снятия напряжения. Камера сгорания может быть цилиндрической, шатровой, клиновидная.

Прокладка головки блока служит для уплотнения газовой смеси, охлаждающей жидкости, выполняется из металло-асбеста толщиной 1,2 мм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: