КШМ служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
КШМ состоит из подвижных (комплектный поршень, шатун, коленчатый вал с маховиком) и не подвижных деталей (блок цилиндров (блок-картер), головка блока, поддон, соединительные прокладки между головкой и блоком, поддоном и картером, передняя крышка).
Блок цилиндров (блок-картер) – основная базовая деталь двигателя. Блок должен быть жёстким и прочным. Его изготавливают из чугуна (ЗИЛ-508.10, КамАЗ-740, МАЗ (ЯМЗ-236), КрАЗ (ЯМЗ-238), ВАЗ, ГАЗ-3110 (ЗМЗ-406)); алюминия (ГАЗ-3307 (ЗМЗ-5311), ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402), АЗЛК).
Для повышения жёсткости смещают плоскость разъёма картера с поддоном вниз (КамАЗ-102 мм., ГАЗ-3307 – 75 мм., ЗИЛ-66 мм.). На алюминиевых двигателях отлиты рёбра жёсткости. Внутри всех блоков есть горизонтальная перегородка с отверстиями для гильз и вертикальные перегородки, в которых выполнены гнёзда для установки коренных шеек коленчатого вала.
В блоке находятся гильзы, которые бывают сухие и мокрые (рис. 3.1). Сухой гильзой называют гильзы, которые отлиты за одно целое с двигателем (ВАЗ, ЗМЗ-406). На всех остальных двигателях устанавливаются мокрые гильзы – вставные сменные гильзы, которые непосредственно омываемые охлаждающей жидкостью. Все гильзы чугунные, проходят закалку ТВЧ и являются направляющей для поршня. Внутренняя часть называется стеклом, которая полируется и шлифуется. Для уплотнения гильзы с одним установочным поясом под торец установочного пояса устанавливают медное кольцо. Гильза выступает над блоком цилиндров на 0,05 – 0,15 мм. Гильзы автомобилей ЗИЛ, КамАЗ имеет канавки на самой гильзе. Мокрые гильзы легко ремонтируются, а блок с сухими гильзами более прочен. Внутри блока в верхней части цилиндра выливают жаропрочную вставку высотой 40 – 50 мм. Из чугуна – церезита. Внутреннюю часть КамАЗовской гильзы закаливают и покрывают сеткой. Все алюминиевые двигатели подвергаются искусственному старению. В V – образных двигателях левый ряд смещён относительно правого на 24 мм. (ГАЗ - 5312), 29 мм. (ЗИЛ), 29,5 мм. (КамАЗ), а у МАЗа - правый относительно левого на 35 мм.
|
|
Рис. 3.1. Схемы цилиндров двигателей:
а —без гильз, но с короткой вставкой; б и в —с мокрой гильзой; г и д —с мокрой гильзой, в которую запрессована короткая вставка; 1 — блок-картер; 2 —рубашка охлаждения; 3 —вставка; 4 —гильза цилиндра; 5 —уплотнительные кольца (резиновые или медные, устанавливаемые под бурт); 6 —антика-витационное кольцо; 7 —медная прокладка
Головка блока является крышкой. Выполняется на целый ряд цилиндра или на каждый цилиндр в отдельности (КамАЗ). Все головки изготавливают из алюминиевого сплава, а на двигателях ЯМЗ – 236, 238 – из чугуна. В головке располагаются: камера сгорания, отверстия под свечку, канал для выпуска отработавших газов и впуска новой смеси. Внутри имеется рубашка охлаждения, запрессованы направляющие клапанов. На головку крепиться механизм газораспределения. Головка подвергается искусственному старению для снятия напряжения. Камера сгорания может быть цилиндрической, шатровой, клиновидная.
|
|
Прокладка головки блока служит для уплотнения газовой смеси, охлаждающей жидкости, выполняется из металло-асбеста толщиной 1,2 мм.