Сцепление – служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии при переключении передач, плавного переключение их и плавного троганья автомобиля с места. Сцепление состоит из ведущей и ведомой частей, нажимного механизма и механизма выключения.
Классификация сцепления:
1. По числу ведомых дисков
§ однодисковое
§ двудисковое
§ многодисковые
2. По расположению нажимных пружин
§ перифирийное
§ центрально – диафрагменное
3. По типу привода
§ механическое
§ гидравлическое
§ комбинированное
К ведущим частям однодискового сцепления (рис. 12.1, а) относятся нажимной диск 4, кожух 6 сцепления (стальной, штампованный, ожурный) и направляющие пальцы 17, к ведомым — ведомый диск 3 (стальной)с фрикционными накладками из прессованного асбеста или медно-асбестовой плетенки.
Нажимной механизм образуют нажимные пружины 16, установленные в кожухе.
В состав механизма выключения сцепления входят: оттяжные пальцы 7, опоры 8 оттяжных рычагов, оттяжные рычаги 9, муфта 10 выключения сцепления, педаль 12, тяга 13 педали, вилка 14 выключения, оттяжная пружина 15. Все детали сцепления помещены внутри картера маховика и картера сцепления 5.
|
|
Зазор между трущимися поверхностями
· однодисковое сцепление 1,5 – 1,75
· двудисковое 0,5 – 0,7
· многодисковое 0,25 – 0,30
При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала 1 передается на маховик 2, затем на кожух 6 и через направляющие пальцы 17 на нажимной диск 4. От маховика и нажимного диска, благодаря трению, крутящий момент предаётся зажатому между ними ведомому диску 3, ступица которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом 11 коробки передач. Для выключения сцепления нажимают на педаль 12, которая через тягу 13, вилку 14 и муфту 10, а также рычаги 9 и пальцы 7 отводит назад нажимной диск 4. При этом пружины 16 сжимаются и освобождают ведомый диск 3, по обеим сторонам которого образуются зазоры. При плавном отпускании педали 12 пружины 16 возвращают все детали механизма выключения в исходное положение, под действием пружин 16 нажимной диск 4 прижимается к ведомому диску 3, а последний — к поверхности маховика 2.
В двухдисковом сцеплении (рис. 12.1, б) подущая часть состоит из дисков 21 и 23, а ведомая — из дисков 22 и 24. Для обеспечения необходимых зазоров между ведущими и ведомыми дисками в выключенном состоянии (чистоты выключения) служат отжимная пружина 19 и регулировочный болт 20 промежуточного диска. Для обеспечения управления сцеплением и повышения плавности его включения применяют гидравлический привод.
Рис. 12.1. Сцепление:
а - однодисковое; б —двухдисковое; 1 —коленчатый нал; 2 —маховик; 3 —ведомый диск с фрикционными накладками; 4 —нажимной диск; 5 —картер сцепления; 6 —кожух сцепления» 7 —оттяжной палец; 8 — опора оттяжного рычага; 9 —оттяжной рычаг; 10 — муфта выключения сцепления; 11 —ведущий вал коробки передач; 12 —педаль; 13 —тяга; 14 — вилка выключения; 15 —оттяжная пружина; 16 —нажимная пружина; 17 —направляющий палец; 18 —роликоподшипник; 19 —отжимная пружина промежуточного диска; 20 —регулировочный болт, промежуточного диска; 21 — нажимной ведущий диск; 22 —задний ведомый диск; 23 —промежуточный ведущий диск; 24 передний ведомый диск
|
|
При отсутствии передачи крутящего (рис. 12.2, б) и ведомого диска 3, в которых расположены пружины 7, совпадают. Передача крутящего момента (рис. 12.2, в) от диска 3 к ступице 5 осуществляется через пружины 7. При этом диск 3 проворачивается на некоторый угол по отношению к фланцу ступицы 5, и между ними возникает трение; таким образом энергия угловых колебаний превращается в тепловую. Предельное угловое смещение дисков ограничено размером вырезов во фланце ступицы 5 под упорные пальцы, соединяющие диск 3 и пластину 8. Все вращающиеся части сцепления балансируют.
Рис. 12.2. Гаситель крутильных колебаний:
а — детали гасителя; б — нерабочее положение; в — рабочее положение; 1 и 9 —накладки диска; 2 —пластинчатая пружина; 3 —ведомый диск; 4 —фрикционные шайбы; 5 —ступица ведомого диска; 6 —регулировочная шайба; 7 —пружина; 8 —пластина демпфера