Гипоидная главная передана автомобиля ГАЗ-3307 показана на рис. 15.4. Крутящий момент от карданной передачи через закрепленный корончатой гайкой фланец 9 и внутренние шлицы передается шестерне 8, а от нее колесу 22. Ось шестерни 8 смещена относительно оси ведомого колеса вниз. Зубчатые колеса подбирают по пятну контакта в зацеплении, поэтому они работают бесшумно. Изношенные или поврежденные зубчатые колеса главной передачи заменяют только парами.
Передача размещена в картере 18, отлитом из ковкого чугуна и прикрепленном болтами к картеру 1 заднего моста. Для большей прочности этот неразъемный картер имеет ребра жесткости. Шестерня 8 изготовлена как одно целое с валом, который опирается на цилиндрический 14 и на конические 10 и 12 роликоподшипники, установленные для устранения зазора между кольцами и роликами с предварительным натягом и закрытые крышкой 7. Роликоподшипник 14 запрессован до упора в торец зубчатого венца и застопорен кольцом 15. Наружные кольца роликоподшипников 10 и 12 установлены в стакане 6, закрепленном болтами в картере главной передачи. Роликоподшипники 10 и 12 воспринимают возникающие при работе главной передачи осевые силы. Конструкция опор вала шестерни обеспечивает малые деформации, поэтому главная передача отличается высокой долговечностью.
|
|
Колесо 22 закреплено на картере дифференциала. Зацепление зубчатых колес регулируют прокладками 5. Регулировка не нарушается благодаря достаточной жесткости картера 18 и наличию предварительного натяга роликоподшипников 10 и 12. Радиальные и осевые силы, действующие на колесо главной передачи, воспринимаются роликоподшипниками 26 картера дифференциала. Гайки 19 и 27 служат для регулировки подшипников и зацепления зубчатых колес гипоидной передачи.
Регулировочный винт 4 упора ограничивает деформацию колеса при передаче больших крутящих моментов. Эта деформация определяется зазором между колесом и упором, который можно регулировать, ввертывая или вывертывая винт 4.
Залитое в картер до определенного уровня масло захватывается колесом и по маслоприемной трубке 28 и каналу 29 подается к подшипникам шестерни. От подшипников масло отводится по нижнему каналу в картер. Остальные детали главной передачи смазываются разбрызгивающимся маслом. Нормальное давление в полости картера поддерживается при помощи сапуна.
Рис. 15.4. Ведущий мост автомобиля ГАЗ-5312:
1 —картер заднего моста; 2 —полуось; 3 —маслоуловитель; 4 —регулировочный винт; 5 и 11 — регулировочные прокладки; 6 —стакан; 7 —крышка; 8—шестерня; 9 —фланец; 10, 12 и 26 —конические роликоподшипники; 13 —пробка заливного отверстия; 14 —цилиндрический роликоподшипник; 15 — стопорное кольцо; 16 и 24 —опорные шайбы; 17 —сателлит; 18 —картер главной передачи; 19 и 27 —регулировочные гайки; 20 —правая коробка сателлитов; 21 —крестовина; 22 —колесо; 23 —левая коробка сателлитов; 25 —полуосевое зубчатое колесо; 28 —маслоприемная трубка; 29 —канал
|
|
На последних моделях автомобилей ЗИЛ устанавливаются одинарные гипоидные передачи. На рис. 15.5 показана такая передача автомобиля ЗИЛ-433100, которая для повышения тяговых качеств автомобиля оборудована механизмом блокировки дифференциала. Механизм блокировки состоит из муфты 14 с торцовыми зубьями и корпуса муфты 13, скрепленных болтами с чашками дифференциала. В механизм блокировки входит: камера 8 механизма блокировки с мембраной 9, шток 6, вилка 10 и подвижная муфта 11 блокировки дифференциала с торцовыми зубьями. При нажатии клавиши на щитке приборов сжатый воздух из пневмосистемы поступает между мембраной и крышкой камеры механизма блокировки, мембрана, прогибаясь, перемещает шток 6, вилку 10 и муфту блокировки дифференциала 11, которая торцовыми зубьями соединяется с зубьями муфты 14, правая полуось блокируется с чашками дифференциала.
При выключении механизма блокировки воздух выходит из-за мембраны и пружины камеры механизма блокировки отводят шток, вилку и муфту 11 блокировки в исходное положение.
Рис. 15.5. Главная передача заднего моста автомобиля ЗИЛ-433100:
1 —шестерня; 2 —фланец; 3 —уплотнительная манжета; 4 —роликовые конические подшипники; 5 —цилиндрический роликоподшипник; 6 —шток муфтыблокировки дифференциала; 7 —включатель сигнальной лампы блокировки дифференциала; 8 — камера механизма блокировки; 9— мембрана; 10- вилка включения блокировки; 11 —муфта блокировки дифференциала; 12 —регулировочная гайка подшипника дифференциала; 13 —корпус муфты блокировки; 14 —муфта блокировки; 15 —зубчатое колесо полуоси; 16 —крестовина сателлитов; 17 —шестерня; 18 —картер главной передачи; 19 —опорный болт; 20 —регулировочные прокладки