Тормозной привод прицепа может быть двухпроводным или однопроводным.
Двухпроводный привод включает клапан 31 (см. рис. 22.10) управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан 35, два разобщительных крана 37 и две соединительные головки 39 типа «Палм».
Клапан управления (рис. 22.18) состоит из трех частей. В верхней секции клапана помещаются двухсекционный поршень с пружиной 8, следящий поршень 7 с пружиной 6 и регулировочным винтом 5. Нижняя часть поршня 7 образует выпускной клапан 9. В средней секции находятся поршень 10 с пружиной 1, впускной клапан 3 с разгрузочным отверстием 2 внутри и шток 12, закрепленный в мембране 11.
Полость клапана управлении, соединенная выводом V с ресивером, постоянно заполняется сжатым воздухом. Состояние воздуха и других полостях зависит от различных вариантов движения воздуха в соответствующих выводах.
В расторможенном состоянии (рис. 22.18, а) к выводам I и III из двухсекционного тормозного крана воздух не подается. К выводу II через кран управления стояночным тормозным механизмом подается сжатый воздух, который действует сверху на мембрану 11. Одновременно снизу на поршень 10 действует сжатый воздух, поступающий через вывод V из ресивера. Вследствие того, что площадь мембраны больше площади поршня, мембрана вместе со штоком 12 находится в нижнем положении. Поршни 4 и 7 под действием пружины 8 находятся в верхнем положении. Выпускной клапан 9 отходит от клапана 3, который под действием пружины 1 остается закрытым. Полость над поршнем 10, а следовательно, вывод IV и магистраль управления тормозными механизмами прицепа через открывшееся разгрузочное отверстие 2 соединяются с атмосферным выводом VI.
|
|
В случае торможения при действии одновременно контуров I и II сжатый воздух от нижней и верхней секций тормозного крана подводится к выводам I и III клапана управления (рис. 22.18, б). Под действием сжатого воздуха, поступившего из вывода I, мембрана 11 перемещает вверх шток 12 вместе в поршнем 10 и закрытым клапаном 3. Одновременно под действием сжатого воздуха, поступившего в верхнюю секцию через вывод III, двухсекционный поршень 4 и следящий поршень 7, сжимая пружину 8, опускаются вниз. Выпускной клапан 9 прижимается к клапану 3 и, закрывая его внутреннее отверстие, разобщает вывод IV с атмосферой, а при дальнейшем движении, преодолевая сопротивление пружины 1, отрывает клапан 3 от поршня 10. Сжатый воздух из вывода V поступает через открывшийся клапан 3 в вывод IV и далее в линию управления тормозными механизмами прицепа.
В случае торможения с помощью стояночной или запасной тормозных систем автомобиля сжатый воздух из вывода II (рис. 22.18, в) под действием сигнала ручного крана управления стояночным и запасным тормозными механизмами выходит в атмосферу. Давление воздуха над мембраной падает, и под действием сжатого воздуха, постоянно поступающего из вывода V и действующего на поршень 10 снизу, поршень 10 вместе со штоком 12 поднимается вверх. При этом клапан 3 закрывает разгрузочное отверстие, прижимаясь к клапану 9, и вывод IV разообщается с атмосферой. Затем клапан 3 отрывается от поршня 10, и сжатый воздух из вывода V поступает в вывод IV и далее в управляющую магистраль прицепа. Давление в магистрали прицепа увеличивается до тех пор, пока не наступит равновесие между усилиями, действующими на поршень 10 снизу и сверху.
|
|
Рис. 22.18. Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом:
а —в расторможенном состоянии; б —при торможении рабочей тормозной системой; в —при торможении запасной или стояночной тормозной системой; 1 и 8 — пружины; 2 —разгрузочное отверстие; 3— впускной клапан; 4 —двухсекционный поршень; 5—регулировочный винт; 6 —уравновешивающая пружина; 7—следящий поршень; 9—выпускной клапан; 10 поршень; 11 — мембрана; 12 —шток; I —вывод к нижней секции двухсекционного тормозного крики; II —вывод к крану управления стояночной и записной тормозными системами; III — вывод к верхней секции двухсекционного тормозного крана; IV— вывод в тормозную магистраль прицепа; V —вывод к ресиверу; VI —вывод в атмосферу
Однопроводный привод включает клапан 34 (см. рис. 211) управления тормозными механизмами прицепа с одно-проводным приводом, разобщительный кран 37 и соединительную головку 38 типа А.
Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом (рис. 22.19). В расторможенном состоянии к выводу IV подводится сжатый воздух из ресивера контура стояночной тормозной системы. Вывод III в это время через клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом связан с атмосферой. Под действием пружины 4 шток 6 с мембраной 5 находится в нижнем положении; впускной клапан 9 при этом открыт, выпускной клапан 8 закрыт; и сжатый воздух из ресивера через открытый впускной клапан и вывод I поступает в соединительную магистраль прицепа (рис. 22.19, а).
Одновременно через каналы 1 и 7 сжатый воздух попадает соответственно в полости А и В, действуя снизу и сверху на ступенчатый поршень 3. Но так как снизу площадь поршня больше, он поднимается в верхнее положение, скользя по штоку 6.
Когда давление в магистрали прицепа, а следовательно, и в выводе I достигнет 520 кПа, нижний поршень 12, преодолевая сопротивление пружины 10, опустится вниз, закрывая впускной клапан 9. Если давление в магистрали прицепа снизится, то поршень 12 под действием своей пружины поднимется и вновь откроет впускной клапан 9. Таким образом в расторможенном состоянии в магистрали прицепа с однопроводным приводом автоматически поддерживается нужное давление.
При торможении автомобиля сжатый воздух из двухсекционного тормозного крана подается сначала к клапану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, а от него к выводу III рассматриваемого клапана. Сжатый воздух, попадая в полость Б, действует снизу на мембрану 5, заставляя ее подниматься вместе со штоком 6. При этом впускной клапан 9 закрывается, а выпускной клапан 8 открывается, и вывод I через канал внутри штока 6 и вывод II сообщается с атмосферой. Давление и соединительной магистрали падает, воздухораспределитель в приводе прицепа направляет сжатый воздух из ресивера прицепа к его тормозным камерам.
Рис. 22.19. Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом:
|
|
а —в расторможенном состоянии; б —при торможении; 1 и 7 —воздушные каналы; 2 —упорное кольцо; 3 —ступенчатый поршень; 4 и 10 —пружины; 5 —
мембрана; 6 —шток; 8 —выпускной клапан; 9 —впускной клапан; 11 -регулировочный винт; 12 —нижний поршень; А, Б и В —полости; I —вывод в соединительную магистраль; II —вывод в атмосферу; III —вывод к клапану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;
IV —вывод к ресиверу
Одинарный защитный клапан (рис. 22.20) служит для сохранения давления в ресивере тягача при аварийном падении давления в магистрали прицепа и предохранения прицепа от самозатормаживания при внезапном снижении давления в ресивере тягача.
При давлении 550 кПа сжатый воздух, поступающий в канал 7, преодолевая сопротивление пружины 5, поднимает мембрану и проходит в выходной канал 2, откуда через обратный клапан 1 поступает в питающую магистраль прицепа.
При падении давления в канале 7 ниже 545 кПа пружина 5 возвращает мембрану на место. Обратный клапан 1 не позволяет сжатому воздуху из питающей магистрали попасть в канал 2 под мембрану.
Рис. 22.20. Одинарный защитный клапан:
1- обратный клапан; 2— выходной канал; 3- мембрана; 4 — поршень; 5- пружина; 6- регулировочный винт; 7 - входной канал
Разобщительный кран (рис. 22.21) служит для перекрытия пневмолинии, соединяющей автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом.
При положении рукоятки крана вдоль его корпуса (рис. 22.21, а) толкатель 8 давит на шток 6, который, преодолевая сопротивление пружины 3, опускает клапан 4. При повороте рукоятки поперек корпуса (рис. 22.21, б) толкатель приподнимается, под действием возвратной пружины 5 шток отходит от клапана 4, и он под действием пружины 3 закрывается.
Рис. 22.21. Разобщительный кран:
а —открыт; б—закрыт; 1 — пробка; 2 —корпус; 3 — пружина клапана; 4 —клапан; 5 —возвратная пружина; 6 —шток с мембраной; 7 -крышка; 8 —толкатель; 9 —рукоятка
Соединительные головки обычно устанавливают два типа «Палм» в магистрали двухпроводного привода и одну типа А в магистрали однопроводного привода, соединяющуюся с головкой типа Б прицепа.
|
|
Головки типа «Палм» (рис. 22.22) бесклапанные с резиновыми уплотнениями 2 для герметизации стыка, а также с фиксаторами 4, удерживающими головки в сцепленном состоянии.
Рис. 22.22. Соединительная головка типа «Палм»:
а —конструкция; б —соединение головок тягача и прицепа; 1 — корпус; 2 —уплотнение; 3 —крышка; 4 — фиксатор; 5 —головка тягача; 6 —головка прицепа
Головка типа А (рис. 22.23) имеет клапан 3, закрытый под действием пружины 2. При соединении головок типа А и Б (рис. 22.23, б) под действием штифта 7 головки типа Б клапан 3 открывается.
Рис. 22.23. Соединительные головки:
а —головка типа А; б —соединение головок типа А и Б; 1 — корпус; 2 —пружина; 3 —обратный клапан; 4 —седло клапана; 5 —крышка; 6 —кольцевая гайка; 7 —штифт; 8 —корпус головки типа Б