Налог на игорный бизнес

Взимание налога на игорный бизнес регулируется главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 2003 г. (Федеральный закон от 27.12.2002 № 182-ФЗ).

До этого времени данный налог регламентировался Федеральным законом от 31.07.98 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». Хотя это не означает, что государство не регулировало деятельность игорных заведений. До принятия вышеуказанного закона доходы казино, игорного бизнеса, в том числе доходы от предпринимательской деятельности с использованием игровых автоматов с вещевым или денежным выигрышем, облагались налогом по ставке 90 процентов и зачислялись в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Налоговая база включала также доходы от аренды и иных видов пользования.

Необходимость введения этого налога обусловлена тем, что на практике сложно, а порою даже невозможно получить полную и достоверную информацию о доходах юридических и физических лиц в сфере игорного бизнеса. В этих условиях государство на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций вменяет налогоплательщику определенную сумму дохода, которая может быть положена в основу для исчисления налоговой базы. Таким образом, налог базируется на так называемом принципе вмененного дохода, под которым понимается потенциально возможный валовой доход налогоплательщика, рассчитываемый исходя из совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. По правовой природе он представляет собой разновидность вмененного налога на отдельные виды деятельности.

В рамках специальных налоговых режимов допускается установление особого порядка определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Поскольку налогообложение игорного бизнеса фактически специальный режим налогообложения, игорная деятельность освобождается от уплаты федеральных налогов.

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. При этом под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Различают два вида налогоплательщиков: организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, и организатор тотализатора. Первые осуществляют деятельность по организации азартных игр, а вторые - посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша. В налоговом законодательство четко оговорено, что понимается под азартной игрой и пари. Согласно ст. 346 НК РФ азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора); а пари – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Пример 1. ООО «А» занимается букмекерской деятельностью, т.е. принимает денежные ставки от населения. Следовательно, ООО «А» является плательщиком налога на игорный бизнес.

Введем некоторые необходимые определения.

Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.

Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Объекты обложения налогом на игорный бизнес перечислены на схеме.

Налогом на игорный бизнес облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:

- игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша; игровой стол может состоять из одного или нескольких игровых полей, под которыми понимаются специальные места на игровом столе, оборудованные в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;

- игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;

- касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Это необходимо для обеспечения надлежащего учета доходов игорных заведений налоговыми органами. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения. При повторном и последующих нарушениях с налогоплательщика взыскивается штраф в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Касса букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Невозможность эксплуатации установленного в игорном заведении оборудования, вызванная, например, поломкой, некомплектностью и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налога, если в налоговый орган не будет представлено заявление об изменении количества зарегистрированных объектов налогообложения.

Все объекты игрового бизнеса подлежат регистрации в налоговых органах по их местонахождению не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Датой регистрации считается день, когда в налоговый орган представлено соответствующее заявление. Налоговый орган в течение пяти дней обязан выдать налогоплательщику регистрационное свидетельство. Регистрации в налоговом органе также подлежит и любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого такого объекта. Изменения в ранее выданное свидетельство налоговые органы должны внести также в пятидневный срок.

По каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ). Таким образом, чтобы рассчитать сумму налога, необходимо умножить количество объектов налогообложения одного вида (например, игровых автоматов) на соответствующую налоговую ставку. Если у налогоплательщика несколько видов объектов налогообложения (игровые столы, кассы тотализатора и т.д.), то сначала рассчитывают налог по каждому виду, а затем полученные результаты суммируются.

Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные же ставки устанавливают региональные законы субъектов РФ. Если это не сделано, то налог уплачивается по минимальным ставкам.

Размеры ставок по налогу на игорный бизнес

Объект налогообложения

Ставка налога за одну единицу
в соответствии со ст. 369 НК РФ, руб.

минимальная максимальная
Игровой стол 25 000 125 000
Игровой автомат 1500 7500
Касса тотализатора или букмекерской конторы 25 000 125 000

Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные же ставки устанавливают региональные законы субъектов РФ. Если это не сделано, то налог уплачивается по минимальным ставкам.

Размеры ставок по налогу на игорный бизнес

 

Объект налогообложения

Ставка налога за одну единицу
в соответствии со ст. 369 НК РФ, руб.

минимальная максимальная
Игровой стол 25 000 125 000
Игровой автомат 1500 7500
Касса тотализатора или букмекерской конторы 25 000 125 000

Поскольку налог на игорный бизнес является региональным налогом, то федеральное законодательство устанавливает диапазоны ставок по каждому объекту налогообложения. Конкретные размеры ставок устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.

Если на региональном уровне ставки налога не установлены, то на данной территории действуют следующие ставки:

1) за один игровой стол - 25000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.

Пример 2. У ООО «Ф» есть пять касс тотализатора и девять игровых автоматов. Организация ведет предпринимательскую деятельность на территории региона, где введен налог на игорный бизнес. Ежемесячная сумма налога за каждую кассу тотализатора — 65 000 руб., за каждый игровой автомат — 4500 руб.

В январе 2013 г. у ООО «Ф» количество объектов налогообложения не менялось, поэтому общая сумма налога, которую в январе 2013 г. ООО «Ф» уплатило в бюджет, равна 365 500 руб. [(65 000 руб. х 5 касс) + (4500 руб. х 9 автоматов)].

Пример 3. У ООО «Ф» есть пять касс тотализатора и девять игровых автоматов. Организация ведет предпринимательскую деятельность на территории региона, где введен налог на игорный бизнес. Ежемесячная сумма налога за каждую кассу тотализатора — 65 000 руб., за каждый игровой автомат — 4500 руб.

В январе 2013 г. у ООО «Ф» количество объектов налогообложения не менялось, поэтому общая сумма налога, которую в январе 2013 г. ООО «Ф» уплатило в бюджет, равна 365 500 руб. [(65 000 руб. х 5 касс) + (4500 руб. х 9 автоматов)].

Налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц. Налоговую декларацию за истекший налоговый период налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, декларация за январь должна быть представлена не позднее 20 февраля, за февраль — не позднее 20 марта и т.д.

Налоговые льготы не предусмотрены.

Суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиком налога самостоятельно произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется за полный текущий месяц, после 15-го числа - за половину текущего месяца. При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа - за полный текущий месяц, при этом объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

Сумма налога по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и 1/2 ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 6.6. Предположим, что 14 февраля 2012 г. ООО «Ф» поставило три новых игровых автомата. Тогда же в налоговый орган было подано заявление об изменении количества объектов налогообложения. Игровые автоматы стали использовать 17 февраля. Объект налогообложения считается зарегистрированным в день, когда было подано заявление, т.е. 14 февраля 2012 г. Так как автоматы установили до 15 февраля 2012 г., то налог на игорный бизнес рассчитывают за этот месяц по игровым автоматам исходя из соответствующей ставки налога и количества автоматов, включая три новых автомата.

Таким образом, общая сумма налога за февраль 2012 г. составила 379 000 руб. (65 000 руб. х 5 касс + 4500 руб. х 12 автоматов).

При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и у2 ставки налога, установленных для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения, включая выбывший объект (объекты) налогообложения, и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (п. 4 ст. 370 НКРФ).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: