Поступившая на эксплуатационную базу, в дорожно-эксплуатационное хозяйство, другое место хранения и технического обслуживания машина подлежит приемке технической комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия — владельца машины. В процессе приемки члены комиссии проверяют комплектность машины, техническое состояние ее составных частей и сборочных единиц и оформляют акт приемки машины на баланс предприятия для присвоения ей инвентарного номера. Проверка готовности дорожной машины к использованию осуществляется с учетом действующих «Правил проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)». Использование по назначению представляет собой вид эксплуатации машины, при котором производятся: выбор модели для использования на объекте применения (строительной площадке), подготовка к ежесменному использованию, управление машиной в транспортном положении, установка машины у объекта применения, перевод из транспортного положения в рабочее, выполнение рабочих движений и операций, а также монтаж и демонтаж сменного рабочего оборудования. По назначению дорожные и строительные машины используются при выполнении операций из состава технологических комплексов строительной площадки, строящегося участка дороги. Технология использования дорожных и строительных машин по назначению изложена в гл. 5 и 6 разд. II данного справочного пособия.
|
|
При подготовке к эксплуатации машин в зимнее время и в период жаркой погоды необходимо иметь в виду, что территория РФ делится на ряд климатических зон: умеренную, теплую, холодную и жаркую. Дорожные и строительные машины обычного Исполнения могут эксплуатироваться при температуре до -40 "С; Для районов, где температура опускается ниже -40 "С, создаются машины в северном исполнении (ХЛ). Зимний период наиболее труден для эксплуатации машин. В это время затрудняется запуск силовой установки, снижаются смазывающие свойства масел повышается вязкость рабочей жидкости, снижаются прочностные свойства металлоконструкций и увеличиваются нагрузки на них а также повышается хрупкость резинотехнических изделий, возрастают число отказов сборочных единиц, расход топлива и рабочей жидкости и усложняются условия труда машинистов. Сезонное техническое обслуживание по переводу машины на зимнюю эксплуатацию проводят в октябре и приурочивают к очередному (по графику) техническому обслуживанию. При этом проверяют и подготавливают к зиме все сборочные единицы двигателя, гидрооборудования, детали трансмиссии и рабочего оборудования системы управления, а также кабину. В машинах с карбюраторным двигателем летние марки бензина заменяют на зимний сорт. Для эксплуатации зимой машины с дизельным двигателем применяют дизельные топлива — зимнее и арктическое.
|
|
В систему охлаждения заливают воду, подогретую до температуры 60...70°С, или незамерзающие смеси (антифризы). Для облегчения запуска двигателей топливный насос и топливные фильтры рекомендуется подогревать горячей водой. Перед началом работы двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения не повысится до 50 °С. Во избежание обледенения штоки гидроцилиндров не должны находиться длительное время открытыми, так как образовавшийся на них лед может повредить грязесъемники и резиновые кольца уплотнений. Недопустимо также допускать обледенение выступающих частей золотников гидрораспределителей, так как если на них образуется хотя бы незначительная ледяная корка, могут быстро стать неисправными уплотнения выходной части золотников.
Перед пуском машин в работу прогревают гидросистему, для этого пуск насосов начинают на минимальных оборотах двигателя, затем их постепенно увеличивают до номинальных. После 5... 10 мин работы насосов на холостом ходу выполняют рабочие операции без нагрузки в течение 10... 15 мин, последовательно включая гидромоторы. После длительной стоянки пневмоколесной машины при температуре воздуха -30°С первые 15...20 мин необходимо двигаться со скоростью, не превышающей 15...20 км/ч, избегая ударов шин о неровности дороги, так как переохлажденная резина теряет эластичность, становится хрупкой, и ее легко повредить при ударе.
При сильных морозах снижается хладостойкость металлоконструкций, поэтому машинист не должен допускать резких рывков и перегрузок. При длительном пребывании на объекте во избежание примерзания шин к основанию машину следует ставить на прокладки из досок или других изолирующих материалов.
Эксплуатация дорожных машин в период жаркой погоды име-свои особенности. В условиях жаркой сухой погоды повышается количество пыли в воздухе, которая, проникая в сборочные единицы, способствует повышенному износу трущихся деталей силовой установки, рабочих механизмов, гидрооборудования и электросистемы. Ослабление воздействия пыли на силовую установку достигается путем ежедневной промывки фильтрующего элемента воздушного фильтра, проверки чистоты масел и рабочей жидкости. Заправлять двигатель топливом нужно в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.
Жаркая погода снижает эффективность работы системы охлаждения двигателя, вызывая необходимость частой доливки воды, вследствие чего происходит быстрое образование накипи в рубашке охлаждения двигателя. Для уменьшения расхода охлаждающей воды важно соблюдать герметичность системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность ее прокладок. Если двигатель во время работы перегрелся, вызвав кипе-5ние воды, необходимо прекратить работу машины до остывания двигателя, а затем долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения двигателя.
В жаркую погоду увеличивается испарение электролита из аккумуляторной батареи, поэтому его уровень необходимо проверять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду. Наличие пыли на трассе дороги и территории строительной площадки требует тщательного ухода за ходовым устройством, при этом необходимо обращать особое внимание на трансмиссию, коробку перемены передач и гидрооборудование.
|
|
В жаркую погоду особенно сильно при работе машины изнашиваются открытые сборочные единицы и детали. Чтобы замедлить процесс изнашивания, необходимо очищать их от пылеобразующих наслоений и налипаний, в два раза чаще, чем предусмотрено обычной картой смазки, проверять наличие и качество смазочного материала в соединениях. В летних условиях необходимо также следить за состоянием гидрооборудования: тщательно промывать фильтр бака рабочей жидкости и сетку заливной воронки, заливать рабочую жидкость из чистой промытой бензином и протертой насухо мягкой тканью емкости, а также наблюдать за состоянием штоков гидроцилиндров и золотников распределителей и по мере необходимости протирать их мягкой тканью, применять только летние сорта рабочей жидкости.