Стеновая тектоническая система в дизайне

Стена — композиционное поле — представля­ет особый интерес для дизайна как элемент раз­граничения пространства, как плоскость, членения которой опосредованно придают масштабность среде, в которой осуществляются дизайнерские эксперименты по колористике, демонстрации фактурности материалов, видеоинформатике, су­перграфике и т.п.

Технология возведения грунтовой (каменной) стены в виде трапециевидного объема с укладкой


50


тяжелых элементов внизу, легких — наверху впе-ревязку и на связующем растворе (рис. II. 1.2) все­гда давала прекрасный визуальный материал для осознания тектонической выразительности пило­нов египетских храмов, крепостных укреплений, дворцовых фасадов. Сам материал и функция сте­ны представляют источник для орнаментации и деталировки. Каждая форма агрегатирования ма­териала кирпичной стены, бревенчатого сруба, фахверковой конструкции дает свои предпосылки решения художественного образа с перспектива­ми его развития.

Плетеная орнаментация стен-циновок домов Двуречья переведена в сырцовую кладку архитек­туры Ближнего Востока и Средней Азии (см. рис. 1.1.10 б) и далее — в геометрический орна­мент поливной керамики куполов мечетей. При наличии проемов в стене их размеры, конфигура­ция и дизайн сообразуются с традиционными для технологии возведения образцами.

С точки зрения традиционных тектонических воззрений устройство в массивной каменной сте­не широких оконных проемов нелогично и проти­воестественно, как и округлых окон в бревенчатом доме. Это, впрочем, не означает запрета на воз­можность таких решений вообще.

Если стена в экстерьере моделируется, в ос­новном, за счет демонстрации приемов водоотво­да и характера строительного материала при со­средоточении художественных акцентов на про­емах, в первую очередь на входном узле, то стена интерьера имеет в членениях иную, явно антропо-


метричную масштабную структуру, что с порази­тельной ясностью выступает при наблюдении раз­рушаемых домов.

Из функциональных мотивов членения стены в интерьере основные, пожалуй, это — соображе­ния сохранности цокольной части от бытовых по­вреждений и конструктивное пересечение плоско­сти стены и потолка. Отбивка материальной или колерной полосой цокольной части выделяла чаще ремонтируемую или подкрашиваемую зону стены. Низкий горизонт цоколя зрительно давал впечатление уюта, высокий — официальности. Средняя часть стены находится в основном гори­зонте обзора и решается двояко: как нейтрально гладкая поверхность в качестве поля для последу­ющего наложения декоративных элементов или как полностью «охваченная» дизайном поверх­ность с горизонтальными и вертикальными члене­ниями, специфическим стеновым декором (рис. II. 1.3).

Практически все действия по дизайнерской работе со стеной, сознательно или подсознатель­но, покушаются на ее целостность как визуально­го препятствия. Окраска стены так или иначе свя­зана с ее воображаемыми удалением или прибли­жением. Любой орнамент, плоскостной или рельефный, визуально расщепляет ее плоскость. Наконец, желание «растворить» стену в простран­стве реализуется в настенной пейзажной живопи­си в самом широком диапазоне — от символиче­ских абстракций до реалистичных картин (рис. II. 1.4). Частично эта задача решается и сред­ствами станковой живописи, радикально — уста­новкой сплошного зеркала, отражающего пейзаж за окнами противоположной стены.

Начиная от панорам, укрепляющих иллюзию глубины пространства умелым соединением реаль-


51



 


 


ных предметов переднего плана с их живописным продолжением, искусство визуального разрушения замкнутости «коробки» с ощущением выхода на природу достигло больших высот с использовани­ем технических достижений: освещенности, лазер­ной техники, лайт-боксов, дополнительных эф­фектов (ветер, ароматы, звуки). Дизайнер должен овладеть всеми приемами этого искусства, сцено­графического по своей сути.

Верх стены, если конструкция перекрытия не выражена выступающими элементами — балками, подпружными арками с соответствующими рас­креповками, — фиксируется разницей в цвете с потолком, профильными тягами, фризовым ор­наментом.

«Чистое» пересечение плоскостей стены и потолка усиливает удручающее впечатление замкнутости пространства, поэтому так много внимания и уделяется художественному реше­нию этой пограничной линии (в общем случае любое формальное изменение требует «знака препинания» — декоративного элемента, орна­мента, раскреповки). К современным средствам дизайна здесь добавились приемы разрыва сты­ка плоскостей за счет устройства подвесного потока с подсветкой, натяжных и акустических потолков нового типа, которые вообще уже не рассматриваются как перекрытия в традицион­ном строительном понимании, зеркальных фри­зов и зеркальных вертикальных углов, дающих эффект разъятой конструкции.

Произошла заметная смена традиционного от­ношения к рельефу земли просто как к естествен­ным складкам местности, которые часто представ­ляют препятствия для осуществления мероприятий благоустройства. Работа по экологическому воспи-


танию населения проносит свои плоды, и рельеф благоустраиваемой территории усилиями ланд­шафтных дизайнеров становится художественным компонентом среды. Конечно, стена и насыпь (холм, грива, вал) родственны не более чем чело­век и обезьяна, но тектонические истоки у них одни и, вероятно, в их доисторических корнях следует искать приемы оформления рельефа в городе, в парке, сквере, детской площадке. Это могут быть геометрически четкие или свободного контура подпорные стенки, каменные облицовки, пандусы и лестницы, каменные композиции на всплесках рельефа (рис. II. 1.5).











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: