Стена — композиционное поле — представляет особый интерес для дизайна как элемент разграничения пространства, как плоскость, членения которой опосредованно придают масштабность среде, в которой осуществляются дизайнерские эксперименты по колористике, демонстрации фактурности материалов, видеоинформатике, суперграфике и т.п.
Технология возведения грунтовой (каменной) стены в виде трапециевидного объема с укладкой
50
тяжелых элементов внизу, легких — наверху впе-ревязку и на связующем растворе (рис. II. 1.2) всегда давала прекрасный визуальный материал для осознания тектонической выразительности пилонов египетских храмов, крепостных укреплений, дворцовых фасадов. Сам материал и функция стены представляют источник для орнаментации и деталировки. Каждая форма агрегатирования материала кирпичной стены, бревенчатого сруба, фахверковой конструкции дает свои предпосылки решения художественного образа с перспективами его развития.
Плетеная орнаментация стен-циновок домов Двуречья переведена в сырцовую кладку архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии (см. рис. 1.1.10 б) и далее — в геометрический орнамент поливной керамики куполов мечетей. При наличии проемов в стене их размеры, конфигурация и дизайн сообразуются с традиционными для технологии возведения образцами.
|
|
С точки зрения традиционных тектонических воззрений устройство в массивной каменной стене широких оконных проемов нелогично и противоестественно, как и округлых окон в бревенчатом доме. Это, впрочем, не означает запрета на возможность таких решений вообще.
Если стена в экстерьере моделируется, в основном, за счет демонстрации приемов водоотвода и характера строительного материала при сосредоточении художественных акцентов на проемах, в первую очередь на входном узле, то стена интерьера имеет в членениях иную, явно антропо-
метричную масштабную структуру, что с поразительной ясностью выступает при наблюдении разрушаемых домов.
Из функциональных мотивов членения стены в интерьере основные, пожалуй, это — соображения сохранности цокольной части от бытовых повреждений и конструктивное пересечение плоскости стены и потолка. Отбивка материальной или колерной полосой цокольной части выделяла чаще ремонтируемую или подкрашиваемую зону стены. Низкий горизонт цоколя зрительно давал впечатление уюта, высокий — официальности. Средняя часть стены находится в основном горизонте обзора и решается двояко: как нейтрально гладкая поверхность в качестве поля для последующего наложения декоративных элементов или как полностью «охваченная» дизайном поверхность с горизонтальными и вертикальными членениями, специфическим стеновым декором (рис. II. 1.3).
|
|
Практически все действия по дизайнерской работе со стеной, сознательно или подсознательно, покушаются на ее целостность как визуального препятствия. Окраска стены так или иначе связана с ее воображаемыми удалением или приближением. Любой орнамент, плоскостной или рельефный, визуально расщепляет ее плоскость. Наконец, желание «растворить» стену в пространстве реализуется в настенной пейзажной живописи в самом широком диапазоне — от символических абстракций до реалистичных картин (рис. II. 1.4). Частично эта задача решается и средствами станковой живописи, радикально — установкой сплошного зеркала, отражающего пейзаж за окнами противоположной стены.
Начиная от панорам, укрепляющих иллюзию глубины пространства умелым соединением реаль-
51
ных предметов переднего плана с их живописным продолжением, искусство визуального разрушения замкнутости «коробки» с ощущением выхода на природу достигло больших высот с использованием технических достижений: освещенности, лазерной техники, лайт-боксов, дополнительных эффектов (ветер, ароматы, звуки). Дизайнер должен овладеть всеми приемами этого искусства, сценографического по своей сути.
Верх стены, если конструкция перекрытия не выражена выступающими элементами — балками, подпружными арками с соответствующими раскреповками, — фиксируется разницей в цвете с потолком, профильными тягами, фризовым орнаментом.
«Чистое» пересечение плоскостей стены и потолка усиливает удручающее впечатление замкнутости пространства, поэтому так много внимания и уделяется художественному решению этой пограничной линии (в общем случае любое формальное изменение требует «знака препинания» — декоративного элемента, орнамента, раскреповки). К современным средствам дизайна здесь добавились приемы разрыва стыка плоскостей за счет устройства подвесного потока с подсветкой, натяжных и акустических потолков нового типа, которые вообще уже не рассматриваются как перекрытия в традиционном строительном понимании, зеркальных фризов и зеркальных вертикальных углов, дающих эффект разъятой конструкции.
Произошла заметная смена традиционного отношения к рельефу земли просто как к естественным складкам местности, которые часто представляют препятствия для осуществления мероприятий благоустройства. Работа по экологическому воспи-
танию населения проносит свои плоды, и рельеф благоустраиваемой территории усилиями ландшафтных дизайнеров становится художественным компонентом среды. Конечно, стена и насыпь (холм, грива, вал) родственны не более чем человек и обезьяна, но тектонические истоки у них одни и, вероятно, в их доисторических корнях следует искать приемы оформления рельефа в городе, в парке, сквере, детской площадке. Это могут быть геометрически четкие или свободного контура подпорные стенки, каменные облицовки, пандусы и лестницы, каменные композиции на всплесках рельефа (рис. II. 1.5).