Западный фасад готического собора

Тема: История искусства стран Западной Европы эпохи готики.

Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в. Современники называли новшество «французской манерой», потомки – готикой (вторая половина XII и XIII в.

Новое:

 Феодальное общество достигло вершин своего развития.

Росли и множились города.

Сформировалось рыцарство.

Могущества достигла римская католическая церковь.

 

Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против мусульман. Официально объявленной целью походов было освоение Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех христиан.

Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Происходило заимствование конкретных архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. Из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особенное понимание роли света в интерьере храма.

Архитектура.

Готическая архитектура родилась во Франции. Место ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из всех, за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет.

Витражи должны были придать обычному дневному свету цвета драгоценных камней, аметиста или рубина. Такой цветной свет действительно преображал пространство храма, делал его не будничным, неземным.

Для установки витражей требовалось значительно увеличить размеры окон.

1. Церковь Сен-Дени. Франция.

 

 

             

 

В церкви Сен-Дени интерьер становится целостным, а свет льется из огромных окон. Чтобы окна такого размера стали возможны, с наружной стороны храма строятся контрфорсы, которые принимают на себя распор сводов. Контрфорсы видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены.

Крестововый нервюрный свод – основа готической      конструкции. Четыре опоры сначала соединяли арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки. Это был скелет будущего свода. Арки получили название нервюр. Промежутки между нервюрами заполнялись распалубками (участки свода), которые выкладывали из облегченных плит камня. Нервюры приобрели стрельчатую форму. Стрельчатые арки обладают меньшим распором, чем полуциркульные, главное давление в них направлено не в стороны, а вниз, на опору. Опоры, а не стена, стали основной частью готической архитектуры. Боковой распор сводов гасили установкой контрфорсов. В зданиях, где средний неф был выше боковых, применялась специальная соединительная арка – аркбутан – которая перебрасывалась от центрального нефа к контрфорсу, передавая ему нагрузку.

Храм становился легким и стремительно рос вверх.

 

Западный фасад готического собора

2. Собор Парижской Богоматери. Западный фасад.

 

В облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад, подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делился на три части. Три – символ Троицы, единства Бога в трех лицах. По вертикали фасад на три части делят порталы. Над боковыми порталами возвышаются башни, устремленные к небу. Центром западного фасада является круглое витражное окно – роза, вписанная в квадрат. Круг – символ неба, квадрат – земли.    

Большие готические соборы строились столетиями на средства горожан. Собор Парижской Богоматери в Париже, например, строили сто лет. Менялись мастера, первоначальный замысел. Поэтому многие башни и порталы ассиметричны.

В период сложения готического стиля появляются строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Готический архитектор должен был обладать и мастерством каменщика, скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания, только затем встать во главе стройки. Обладавшего обширными знаниями зодчего стали именовать на манер ученых «доктором».

Задание.

Ответьте на вопросы и запишите ответы в рабочей тетради.

1. Что составляло основу готической конструкции? Запиши определения понятий: крестовый свод, стрельчатая арка, нервюры, контрфорсы, аркбутаны.

2. Почему такую большую роль в готике играли витражи?

3. Расскажи об устройстве западного фасада готического собора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: