Итак, давайте сделаем вывод. И в музыке, и в живописи можно отобразить разнообразные жизненные явления, подчас общие или разные

 

Слайд 17

Учитель А знаете ли вы, что эта избушка существует на самом деле? Не верите?

 

(показ слайда избушки из усадьбы Абрамцево).

Работа над песней

Слайд 18

Много сложено сказок о Бабе Яге. А что она сама думает о себе? Сейчас мы это узнаем. (На фоне этого слайда звучит песня Геннадия Гладкова «Баба Яга»)

 

Слайды с текстом песни 19-20-21

Разучивание песни Г. Гладкова «Баба Яга» предполагает следующие несколько этапов:

- прочтение текста в ритме и темпе песни;

- нахождение выразительной речевой интонации, раскрывающей образ Бабы Яги;

- пропевание мелодии куплета и припева на любой удобный

слог;

- пропевание первого куплета и припева со словами.

 

(Некоторые рекомендации учителю для достижения выразительной речевой интонации, которая поможет в дальнейшем достичь верной интонации мелодии.

Можно поиграть с детьми в игру «Ленивый язычок», предложив им прочесть текст песни только одной интонацией, ведь «уснул язычок». Этот игровой приём построен на том, что отключая разговорную функцию языка, активизируется речевая интонация.)

 

Продолжение слушания музыки.

 

Слайд 22

Учитель. Продолжая знакомиться с музыкальными образами, хочу предложить вам послушать музыку русского композитора, нашего с вами земляка (а он родился и некоторое время жил в селе Красном Донецкой области) С. Прокофьева «Мимолётности».

Познакомившись со стихотворением К. Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлёкся идеей огненной изменчивости, мгновенности и решил взять из этого стихотворения только название для своего сочинения «Мимолётности».

 

Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры.

 

Итак, ребята, «Мимолётности» - это цикл произведений, в которых отразились живописные и литературные впечатления композитора, неуловимость состояния мира и души человека.

В музыке «Мимолётностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

Давайте послушаем первую «мимолётность». Слушая внимательно, постарайтесь определить, какое чувство выражено в музыке, и с каким художественным образом оно у вас ассоциируется?

(На фоне слайда 22, на котором изображён портрет С. Прокофьева и написаны строки стихотворения «Я не знаю мудрости», звучит музыка.

Слайд 23

(После обсуждения характера музыки и ассоциаций-образов, нужно обратить внимание детей на то, что у каждого человека возникнет своё восприятие музыки и свой ассоциативный образ, так как композитор не даёт слушателю названия произведения, не ссылается на содержание литературного произведения. А раз так, то такие произведения не являются произведениями программными.)

 




Итог урока.

 

Слайд 22 с изображением портрета С. Прокофьева остаётся на экране.

 

Учитель. Итак, ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

- Мы слушали музыку вокальную или инструментальную? (инструментальную)

- Можно ли произведение «Мимолётности» назвать фортепианной миниатюрой? (Да, можно, потому что оно отображает какой-то миг в человеческой жизни)

- А можно ли в этой мимолётности рассмотреть художественный образ? (да, можно)

- С какими образами мы с вами встретились на уроке? (ответы детей)

- Понравилась ли вам прозвучавшая на уроке музыка? (ответы детей)

 

Учитель. Да, ребята, наша с вами жизнь – это череда мимолётностей, насыщенных различными чувствами, мыслями, настроениями, которые в музыке отражены различными музыкальными образами. Эти образы мы можем увидеть, а можем только лишь прочувствовать и увидеть, благодаря своей фантазии, своему воображению через образы-ассоциации. Поэтому не случайно тема нашего урока определилась строками «в каждой мимолётности вижу я миры» из стихотворения К. Бальмонта «Я не знаю мудрости». Хочется пожелать нам всем мимолётностей, насыщенных радостью, светом, добром. А злые образы пусть останутся только в сказках.

Слайд 24

Домашнее задание

 

1.Прослушать музыку С. Прокофьева

«Мимолётности» (№ 1, 7, 10) и

М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».

 

2. Определить и сопоставить музыкальные образы этих произведений.

3. Использовав образовательные ресурсы с сети Интернет, найти зрительный образ-ассоциацию «Мимолётностей» С.Прокофьева.

Использованная литература:

Э. Смирнова. Русская музыкальная литература. Москва «Музыка» 1992

М. Ю. Лукашевич. «Музыка. Необычные уроки» Волгоград, 2014.

Образовательные ресурсы с сети Интернет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: