Слайд 17
Учитель А знаете ли вы, что эта избушка существует на самом деле? Не верите?
(показ слайда избушки из усадьбы Абрамцево).
Работа над песней
Слайд 18
Много сложено сказок о Бабе Яге. А что она сама думает о себе? Сейчас мы это узнаем. (На фоне этого слайда звучит песня Геннадия Гладкова «Баба Яга»)
Слайды с текстом песни 19-20-21
Разучивание песни Г. Гладкова «Баба Яга» предполагает следующие несколько этапов:
- прочтение текста в ритме и темпе песни;
- нахождение выразительной речевой интонации, раскрывающей образ Бабы Яги;
- пропевание мелодии куплета и припева на любой удобный
слог;
- пропевание первого куплета и припева со словами.
(Некоторые рекомендации учителю для достижения выразительной речевой интонации, которая поможет в дальнейшем достичь верной интонации мелодии.
Можно поиграть с детьми в игру «Ленивый язычок», предложив им прочесть текст песни только одной интонацией, ведь «уснул язычок». Этот игровой приём построен на том, что отключая разговорную функцию языка, активизируется речевая интонация.)
|
|
Продолжение слушания музыки.
Слайд 22
Учитель. Продолжая знакомиться с музыкальными образами, хочу предложить вам послушать музыку русского композитора, нашего с вами земляка (а он родился и некоторое время жил в селе Красном Донецкой области) С. Прокофьева «Мимолётности».
Познакомившись со стихотворением К. Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлёкся идеей огненной изменчивости, мгновенности и решил взять из этого стихотворения только название для своего сочинения «Мимолётности».
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры.
Итак, ребята, «Мимолётности» - это цикл произведений, в которых отразились живописные и литературные впечатления композитора, неуловимость состояния мира и души человека.
В музыке «Мимолётностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.
Давайте послушаем первую «мимолётность». Слушая внимательно, постарайтесь определить, какое чувство выражено в музыке, и с каким художественным образом оно у вас ассоциируется?
(На фоне слайда 22, на котором изображён портрет С. Прокофьева и написаны строки стихотворения «Я не знаю мудрости», звучит музыка.
Слайд 23
(После обсуждения характера музыки и ассоциаций-образов, нужно обратить внимание детей на то, что у каждого человека возникнет своё восприятие музыки и свой ассоциативный образ, так как композитор не даёт слушателю названия произведения, не ссылается на содержание литературного произведения. А раз так, то такие произведения не являются произведениями программными.)
|
|
Итог урока.
Слайд 22 с изображением портрета С. Прокофьева остаётся на экране.
Учитель. Итак, ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
- Мы слушали музыку вокальную или инструментальную? (инструментальную)
- Можно ли произведение «Мимолётности» назвать фортепианной миниатюрой? (Да, можно, потому что оно отображает какой-то миг в человеческой жизни)
- А можно ли в этой мимолётности рассмотреть художественный образ? (да, можно)
- С какими образами мы с вами встретились на уроке? (ответы детей)
- Понравилась ли вам прозвучавшая на уроке музыка? (ответы детей)
Учитель. Да, ребята, наша с вами жизнь – это череда мимолётностей, насыщенных различными чувствами, мыслями, настроениями, которые в музыке отражены различными музыкальными образами. Эти образы мы можем увидеть, а можем только лишь прочувствовать и увидеть, благодаря своей фантазии, своему воображению через образы-ассоциации. Поэтому не случайно тема нашего урока определилась строками «в каждой мимолётности вижу я миры» из стихотворения К. Бальмонта «Я не знаю мудрости». Хочется пожелать нам всем мимолётностей, насыщенных радостью, светом, добром. А злые образы пусть останутся только в сказках.
Слайд 24
Домашнее задание
1.Прослушать музыку С. Прокофьева
«Мимолётности» (№ 1, 7, 10) и
М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».
2. Определить и сопоставить музыкальные образы этих произведений.
3. Использовав образовательные ресурсы с сети Интернет, найти зрительный образ-ассоциацию «Мимолётностей» С.Прокофьева.
Использованная литература:
Э. Смирнова. Русская музыкальная литература. Москва «Музыка» 1992
М. Ю. Лукашевич. «Музыка. Необычные уроки» Волгоград, 2014.
Образовательные ресурсы с сети Интернет.