Цели:
- ознакомить обучающихся с общей характеристикой, своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории, литературы;
- дать представление о многообразии жанров, направлений в литературе XX в.;
- показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса;
- воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.
Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие
русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки?
О. Э. Мандельштам
|
|
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Учитель. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX–XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой.
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.
II. Работа над темой урока.
Мотивация.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?
Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?
Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?