«Прежде чем мы приступим к самому упражнению, мне хотелось бы ознакомить вас с техниками противостояния вербальному нападению, которые написаны на выданных карточках и обсудить их:
- Техника «Внешнее согласие»
Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).
Пример: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно» (достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются; собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать).
- Техника «Да я такой, и поздно мне меняться»
Принцип: вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.
Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой». Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента. Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.
|
|
- Техника: «Испорченная пластинка»
Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.
Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».
Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.
-Техника: «Бесконечное уточнение»
Принцип: в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.
Примеры: «Что конкретно вы имеете в виду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».
Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.
«Теперь я предлагаю вам разбиться на пары и отработать эти техники перед всей группой следующим образом: пара садиться в середину круга напротив друг друга, я задаю какую-либо ситуацию и технику, ваша задача корректно разрешить ситуацию, используя технику».
Пример ситуации: Друзья договаривались о встрече и один забыл, не пришел. Первый отчитывает второго. Техника: «испорченная пластинка».
Каждая пара должна проработать технику.
«В Театре».
Ведущий отправляет за дверь 2-3 участников (по желанию). Остальным участникам дается задание: «Представьте, что вы пришли на спектакль в театр, а его задерживают уже на час, ввиду опоздания актеров. Когда участники по очереди будут заходить, вам необходимо изобразить недовольную толпу».
|
|
Инструкция для вышедших за дверь: «Вы – работник театра, ваши актеры опаздывают на час, зрители недовольны. Ваша задача успокоить и задержать зрителей». Далее участники по очереди заходят в аудиторию и справляются с поставленной задачей.
4. Рефлексия:
- С какими техниками мы сегодня ознакомились?
- Реально ли применять их в жизни?
- Удалось ли вам успокоить толпу? Как вы этого достигли? Что помогло?
- Чему вы сегодня научились?
- С каким настроением уходите с занятия?
Процедура самоотчета.
5. Ритуал прощания: Участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно: «До свидания!».
Занятие №4
Тема: «Барьеры общения»
Цель: закрепить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- знакомство с барьерами общения;
- развитие умения открыто выражать свои чувства в приемлемой форме.
Время: 1 час 50 минут
Оборудование: листы с информацией, карточки с фразами.
Ход занятия:
1. Приветствие: Участники сидят в кругу. Каждый начинает с приветствия и говорит: «какая сегодня хорошая погода, я рад всех вас сегодня здесь видеть». И так по кругу, пока все не скажут.
2. Разминка: участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (максимальное число равно количеству участников группы). Не сговариваясь, должно встать то количество человек, какое было названо ведущим. После выполнения упражнения проводится обсуждение: что мешало или помогало участникам выполнить задание ведущего.