Тема 1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование».

Задания выполняются в электронном или рукописном виде и

сдаются на проверку преподавателю

 

 

Примечание: слушатель выполняет и отправляет на проверку самостоятельную работу

по итогам выставляется дифференцированный зачет

 

Удачи в выполнении!

                                                                                                     

 

Преподаватель Матвеева Н.Я.

 

 

Архангельск 2019

 

                                                                               

Междисциплинарный курс МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего педагога и основной целью курса является изучение основ организации общения детей дошкольного возраста, развитие  коммуникативной компетентностью будущих педагогов дошкольной организации.  

Согласно рабочему учебному плану на  дисциплину МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста              отводится 24 часов, из них: 16 аудиторных и 8 часов на самостоятельную работу. Представленная самостоятельная работа слушателей включает освоение тем:

Тема 6.1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста

Тема 6.2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Тема 6.3. Проведение исследовательской работы по проблемам общения между детьми дошкольного возраста

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять педагогические условия организации общения детей;

- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       № Наименование тем
1 Тема 1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста 10час 1.1.Значение общения взрослого с детьми дошкольного возраста.1ч. 1.2.Формы общения взрослого с детьми раннего и дошкольного возраста.2ч. 1.3.Коммуникативная компетентность педагога 3ч. 1.4.Особенности взаимодействия с детьми, испытывающими затруднения в общении4ч.
2 Тема 2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками 10ч. 2.1.Значение общения детей со сверстниками.1ч. 2.2.Формы общения со сверстниками 2ч. 2.3.Проблемы коммуникативного поведения дошкольников3ч. 2.4.Роль взрослого в формировании коммуникативных навыков дошкольников.4ч.
3 Тема 3. Проведение исследовательской работы по проблемам общения между детьми дошкольного возраста 3ч. Методология исследования проблем общения детей дошкольного возраста.        
  Дифференцированный зачет-1ч.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста

Цель: способствовать осмыслению основ коммуникативной компетентности педагога и уточнению представлений об особенностях общения с детьми дошкольного возраста в ходе самостоятельной работы с методической литературой

                                       

1. Ознакомиться ФГОС ДО, выписать (извлечение)

2.6. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

3.2.5.Условия для развития социальной ситуации развития детей

4.6. Целевые ориентиры (общение)

 

2. Решить педагогическую задачу:

Воспитатель предложил ребенку три ситуации общения: выкладывать узор из мозаики, почитать книжку про машины, поговорить о друзьях.

Дима (6 лет и 3 месяца) с интересом принял предложение взрослого позаниматься, самой предпочтительной ситуацией оказалась рассматривание иллюстраций про машины, задавал вопросы для чего нужны большие колеса, делился своим опытом, рассказывал, какие видел машины в отпуске с папой. К предложению выложить узор проявил активность, быстро сложил картинки и попросил еще посмотреть книгу. В беседе о друзьях чувствовал некоторое напряжение, перебирал картинки предложенные воспитателем, высказывался только то, что видит, в обсуждение о дружеских отношениях с детьми не вступал.

1.Определите основной мотив общения дошкольника со взрослым

2.Укажите основную форму общения детей 6-7 лет (по М.И. Лисиной)

3.Разработайте советы воспитателю, как правильно общаться с детьми в данный возрастной период

 

3. Анализ педагогических условий развития общения и разработка рекомендаций по их коррекции.  Наблюдение за общением педагога в ДОУ с детьми дошкольного возраста в течении дня, данные занести в протокол (таблицу), или самонаблюдение

 

Вопросы для анализа Комментарии, примечание
1 Было ли обеспечено эмоциональное благополучия через: непосредственное общение с каж­дым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям?  
2 Какие приемы установления и поддержания контакта с ребенком использовал воспитатель?(директивные, недирективные, их соотношение)  
3 Как оказывал воспитатель помощь и поддержку детям?  
4 Как воспитатель поддерживает доброжелательные отношения, бесконфликтное поведение де­тей?  
5 Как воспитатель учит детей работать и играть в группе сверстников?  
6 Как воспитатель развивает коммуникативных способностей детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками?  
7 Установлены ли в группе правила взаимодействия между детьми и взрослыми, следит ли вос­питатель за их выполнением?  
8 Поддерживал ли воспитатель инициативу, самостоятельность и творческие проявления де­тей? Созданы ли условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей'  
9 Проявляет ли воспитатель индивидуальный подход в общении с детьми? Какие приемы при­менял во взаимодействии с детьми, имеющими трудности в общении?  
10 Какова доминирующая позиция воспитателя в общении с детьми, как он предъявляет требо­вания и оценивает детей? Определите доминирующие стиль и модель общения воспитателя с детьми.  
11 Сделайте вывод о соблюдении воспитателем условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и проявлении у вос­питателя коммуникативной компетентности (коммуникативных компетенций).  
12 Сформулируйте рекомендации по их коррекции      

 

4.Тема «Определение стратегии взаимодействия воспитателя с детьми, испытывающими затруднения в общении»,                                                                                            (работа с литературой, заполнить таблицу)

 

Агрессивный ребенок

Принципы взаимодействия, способы поддержки Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры
   
   
   
   
   

 

Тревожный ребенок

Принципы взаимодействия, способы поддержки Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры
   
   
   
   
   

 

Застенчивый ребенок

Принципы взаимодействия, способы поддержки Обращения (фразы в прямой речи),     Коммуникативные игры
   
   
   
   
   

 

Демонстративный ребенок

Принципы взаимодействия, способы поддержки Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры
   
   
   
   
   

 

Импульсивный ребенок

Принципы взаимодействия, способы поддержки Обращения (фразы в прямой речи),    Коммуникативные игры
   
   
   
   
   

 

 

&  

Корелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. Управление дошкольным образовательным учреждением №5/2014.-с.107-111.                        Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шааграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – «Академия», 2003. –176 с.

Лютова Е., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -СПб., 2011, - с.136

Смирнова О.Е. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 192с.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-256с.

Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: