ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование».
Задания выполняются в электронном или рукописном виде и
сдаются на проверку преподавателю
Примечание: слушатель выполняет и отправляет на проверку самостоятельную работу
по итогам выставляется дифференцированный зачет
Удачи в выполнении!
Преподаватель Матвеева Н.Я.
Архангельск 2019
Междисциплинарный курс МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего педагога и основной целью курса является изучение основ организации общения детей дошкольного возраста, развитие коммуникативной компетентностью будущих педагогов дошкольной организации.
|
|
Согласно рабочему учебному плану на дисциплину МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста отводится 24 часов, из них: 16 аудиторных и 8 часов на самостоятельную работу. Представленная самостоятельная работа слушателей включает освоение тем:
Тема 6.1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста
Тема 6.2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Тема 6.3. Проведение исследовательской работы по проблемам общения между детьми дошкольного возраста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять педагогические условия организации общения детей;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем |
1 | Тема 1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста 10час 1.1.Значение общения взрослого с детьми дошкольного возраста.1ч. 1.2.Формы общения взрослого с детьми раннего и дошкольного возраста.2ч. 1.3.Коммуникативная компетентность педагога 3ч. 1.4.Особенности взаимодействия с детьми, испытывающими затруднения в общении4ч. |
2 | Тема 2. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками 10ч. 2.1.Значение общения детей со сверстниками.1ч. 2.2.Формы общения со сверстниками 2ч. 2.3.Проблемы коммуникативного поведения дошкольников3ч. 2.4.Роль взрослого в формировании коммуникативных навыков дошкольников.4ч. |
3 | Тема 3. Проведение исследовательской работы по проблемам общения между детьми дошкольного возраста 3ч. Методология исследования проблем общения детей дошкольного возраста. |
Дифференцированный зачет-1ч. |
|
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Особенности общения взрослого с детьми дошкольного возраста
Цель: способствовать осмыслению основ коммуникативной компетентности педагога и уточнению представлений об особенностях общения с детьми дошкольного возраста в ходе самостоятельной работы с методической литературой
1. Ознакомиться ФГОС ДО, выписать (извлечение)
2.6. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
3.2.5.Условия для развития социальной ситуации развития детей
4.6. Целевые ориентиры (общение)
2. Решить педагогическую задачу:
Воспитатель предложил ребенку три ситуации общения: выкладывать узор из мозаики, почитать книжку про машины, поговорить о друзьях.
Дима (6 лет и 3 месяца) с интересом принял предложение взрослого позаниматься, самой предпочтительной ситуацией оказалась рассматривание иллюстраций про машины, задавал вопросы для чего нужны большие колеса, делился своим опытом, рассказывал, какие видел машины в отпуске с папой. К предложению выложить узор проявил активность, быстро сложил картинки и попросил еще посмотреть книгу. В беседе о друзьях чувствовал некоторое напряжение, перебирал картинки предложенные воспитателем, высказывался только то, что видит, в обсуждение о дружеских отношениях с детьми не вступал.
1.Определите основной мотив общения дошкольника со взрослым
2.Укажите основную форму общения детей 6-7 лет (по М.И. Лисиной)
3.Разработайте советы воспитателю, как правильно общаться с детьми в данный возрастной период
3. Анализ педагогических условий развития общения и разработка рекомендаций по их коррекции. Наблюдение за общением педагога в ДОУ с детьми дошкольного возраста в течении дня, данные занести в протокол (таблицу), или самонаблюдение
№ | Вопросы для анализа | Комментарии, примечание |
1 | Было ли обеспечено эмоциональное благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям? | |
2 | Какие приемы установления и поддержания контакта с ребенком использовал воспитатель?(директивные, недирективные, их соотношение) | |
3 | Как оказывал воспитатель помощь и поддержку детям? | |
4 | Как воспитатель поддерживает доброжелательные отношения, бесконфликтное поведение детей? | |
5 | Как воспитатель учит детей работать и играть в группе сверстников? | |
6 | Как воспитатель развивает коммуникативных способностей детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками? | |
7 | Установлены ли в группе правила взаимодействия между детьми и взрослыми, следит ли воспитатель за их выполнением? | |
8 | Поддерживал ли воспитатель инициативу, самостоятельность и творческие проявления детей? Созданы ли условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей' | |
9 | Проявляет ли воспитатель индивидуальный подход в общении с детьми? Какие приемы применял во взаимодействии с детьми, имеющими трудности в общении? | |
10 | Какова доминирующая позиция воспитателя в общении с детьми, как он предъявляет требования и оценивает детей? Определите доминирующие стиль и модель общения воспитателя с детьми. | |
11 | Сделайте вывод о соблюдении воспитателем условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и проявлении у воспитателя коммуникативной компетентности (коммуникативных компетенций). | |
12 | Сформулируйте рекомендации по их коррекции |
|
|
4.Тема «Определение стратегии взаимодействия воспитателя с детьми, испытывающими затруднения в общении», (работа с литературой, заполнить таблицу)
Агрессивный ребенок
Принципы взаимодействия, способы поддержки | Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры |
Тревожный ребенок
Принципы взаимодействия, способы поддержки | Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры |
Застенчивый ребенок
Принципы взаимодействия, способы поддержки | Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры |
Демонстративный ребенок
Принципы взаимодействия, способы поддержки | Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры |
Импульсивный ребенок
Принципы взаимодействия, способы поддержки | Обращения (фразы в прямой речи), Коммуникативные игры |
&
Корелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. Управление дошкольным образовательным учреждением №5/2014.-с.107-111. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шааграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – «Академия», 2003. –176 с.
|
|
Лютова Е., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -СПб., 2011, - с.136
Смирнова О.Е. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 192с.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-256с.
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.