Основы организации капитального ремонта автомобилей.
Структура занятия.
I. Вопросы рассмотренные в лекции
3.1 Система ремонта автомобилей.
3.2 Типы производства
3.3 Виды ремонта.
3.4 Производственные технологические процессы и их элементы.
3.5 Организация рабочих мест.
II. Контрольные вопросы.
III. Тест №2
IV. Дополнительный материал для самостоятельного изучения.
Типы и методы организации производства.
3.1 Система ремонта автомобилей.
Техническая политика в области поддержания работоспособности автомобилей основана на планово-предупредительной системе ТО и ремонта. Плановый характер системы с одной стороны предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает предупреждение непредвиденного аварийного отказа и регулярное получение информации, о его техническом состоянии. С другой стороны предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в ремонт, а так же объем работ при ремонте.
|
|
Предупредительный характер системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта составных частей автомобиля до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей.
Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
КР автомобилей и их составных частей выполняют различные авторемонтные предприятия (АРП) которые в зависимости от масштаба производства, специализации и типа производства классифицируются:
1-по масштабу производства:
А-ремонтные заводы
Б-ремонтные мастерские.
АРП могут быть разделены по виду в каждом из которых, определяется номенклатура товарной продукции.
Нормами технического проектирования АРП предусмотрены предприятия осуществляющие ремонт:
А) Полнокомплектных автомобилей.
Б) Силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов.
В) Прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
Г) Силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей.
Рис. 3.1 Сервисная станция Тойота-Центр, г. Москва.
Примером может слежить сервисная станция Тойота-Центр Лосиный Остров была открыта 2000 года и является не только самой большой в России и странах ближнего зарубежья, но и одной из крупнейших в Европе. Общий объем производственных площадей составляет около 2200 кв. метров, в том числе:
- цех технического обслуживания и ремонта - 1000 кв. метров;
|
|
- цех кузовного ремонта и окраски автомобилей - 1000 кв. метров.
Типы производства.
На авторемонтном предприятии может быть реализован один из возможных типов производства; единичный, серийный, массовый.
1) Единичное производство – характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий. Ремонт производится необезличенным методом, квалификация рабочих высокая, широкопрофильная. Применяемое оборудование и инструмент имеет универсальное назначение. Уровень механизации низкий.
2) Серийное производство – характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями. Различают средне и крупносерийное производство. В средне и крупно серийном производстве применяется поточный метод ремонта. Коэффициент закрепления равен 2-40.
3) Массовое производство – характеризуется большим объемом выпуска однотипных изделий. Применяются конвейеры, специальное оборудование, автоматы. Коэффициент закрепления равен 1. Квалификация рабочих низкая.
Таблица 3.2.1 - Сравнительная технико-экономическая характеристика типов производства
Параметр | Тип производства | |||
Единичный | Серийный | Массовый | ||
Номенклатура продукции | «Широкая» (неограниченная) | Ограниченная, сериями | «Узкая» (один или несколько видов) | |
Постоянство номенклатуры продукции | Не повторяется | Периодически повторяется | Постоянный выпуск одинаковых изделий | |
Специализация рабочих мест | Разные операции | Периодически повторяющиеся операции | Одна постоянно повторяющаяся операция | |
Тип оборудования | Универсальное | Специализированное | Специальное | |
Расположение оборудования | Технологический принцип | Предметно технологический принцип | Предметный принцип | |
Оснастка | Универсальная | Унифицированная | Специальная | |
Квалификация рабочих | Высокая | Средняя | Низкая | |
Себестоимость единицы продукции | Высокая | Средняя | Низкая | |
Коэффициент закрепления | Выше 40 | Мелкая серия около 20-40 | Крупная серия 2-10 | 1 |
Стратегия ремонта – это система правил однозначно определяющих выбор решения о содержании, месте и времени выполнения ремонтных работ, о списании авто, или его составных частей.
Различают две основные разновидности стратегии ремонта.
1) По работе – когда объем разборки изделий и дефектации его составных частей назначается единым, для всех однотипных изделий в зависимости от наработки с начала эксплуатации.
2) По техническому состоянию – когда перечень операций, в том числе и разборка, определяется по результатам диагностики, или по данным надежности этого изделия.
Средстваремонта – представляет собой совокупность взаимодействующих инструментов, исполнителей, стратегии, технологии и нормативно-технической документации. Средства ремонта включают производственно-техническую базу.
Характеризуется: производственной и организационной структурами.
Исполнители разделяются на:
· Основных рабочих
· Производственных рабочих
· Вспомогательных рабочих
· Инженерно-технических работников
Пожарно-сторожевую охрану.
Технология ремонта – это совокупность методов при изменении технического состояния автомобиля и их составных частей в процессе ремонта.
Объект производства (О) – полуфабрикаты или исходные материалы для получения заготовок, заготовки, поверхности деталей, детали, сборочные единицы, отдельные машины, комплексы машин, агрегаты.
Продукты производства (Р) - полученные заготовки, обработанные и восстановленные поверхности деталей и отдельные детали, сборочные единицы (узлы), отремонтированные машины и агрегаты.
Орудия производства (J) - машины (станки), технологическая оснастка, рабочий инструмент (ключи, дрели, гайковёрты, электрорезаки и так далее).
|
|
3.3 Виды ремонта.
Текущий ремонт (ТР) – предназначен для обеспечения работоспособности подвижного состава ремонтом или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей достигших предельного состояния (кроме базовых).
Средний ремонт (СР) – предусматривается для случая эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях, проводится с периодичностью чуть более года.
(Текущий и средний ремонт. В соответствии с п.71 Методических указаний, под текущим и средним ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.)
Капитальный ремонт (КР) – КР автомобилей, агрегатов и узлов предназначается для обеспечения назначенного ресурса автомобиля и его составных частей, путем восстановления их исправности близкого к полному и обеспечение других нормированных свойств. При КР. заменяют или восстанавливают любые детали, включая базовые.
По характеру постановки на ремонт различают:
· - Плановый ремонт
· - Неплановый ремонт.
Плановый ремонт – это постановка на ремонт в соответствии с нормами технической документации.
Неплановый ремонт – это постановка без предварительного назначения и проводится с целью устранения последствий отказа.
По регламентации выполнения предусмотренного ремонта различают:
· - Регламентированный
· - По техническому состоянию
По принципу сохранения принадлежности составных частей различают:
· - не обезличенный метод ремонта
· - обезличенный метод ремонта.
Агрегатный метод – это обезличенный метод, при котором замена агрегата новым или отремонтированным выполняется после отказа или по плану.