Курс, 2 часа
Лекция №18
Анализ и планирование оборотных средств аптечной организации: товарных запасов, денежных средств и прочих оборотных активов
Структура хозяйственных средств аптечной организации
Необходимым условием бесперебойного обеспечения населения и медицинских организаций (МО) товарами аптечного ассортимента служит наличие оборотных средств.
Хозяйственные средства
Внеоборотные Оборотные
Товары
Денежные средства
Прочие
Рисунок 1 - Структура хозяйственных средств аптечной организации
Имущество аптечной организации классифицируется на внеоборотное (не участвующее в обороте, напрямую не приносящее доход, но способствующее выполнению основной функции по реализации товара) и оборотное (участвующее в обороте и предназначенное для получения дохода от реализации). В структуре имущества оборотные средства занимают большую часть, около 80%.
|
|
Оборотные средства – это ресурсы, используемые организациями для создания производственных запасов, авансирование затрат в процессе производства и реализации продукции.
Оборотные средства постоянно совершают кругооборот в процессе деятельности, изменяя свою форму с денежной на товарную и наоборот.
Они формируют основную часть собственности продукции и являются гарантом ликвидности предприятия, то есть его способность заплатить по своим обязательствам.
В составе оборотных средств выделяют следующие группы:
Ø запасы, отдельно показывается налог на добавленную ценность,
Ø дебиторская задолженность, долги в пользу аптеки,
Ø денежные средства в кассе и на счетах.
В сумме оборотных средств аптечной организации наибольший удельный вес занимают товары - до 86%.
Применительно к аптечной организации товарные ресурсы можно рассматривать как массу товаров аптечного ассортимента, поступившую в аптеку от различных поставщиков, и предназначенную для последующей реализации конечному потребителю.
Товарные запасы являются важнейшим резервом товарооборота. Размер товарных запасов (ТЗ) должен обеспечивать не только бесперебойный процесс продажи, но и широкий выбор товаров аптечного ассортимента. Прогноз величины товарных запасов должен быть научно обоснован. Излишние ТЗ вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к излишним издержкам по хранению товаров.
|
|
Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в продаже, снижают степень удовлетворения спроса населения в лекарственных препаратах (ЛП) и изделиях медицинского назначения (ИМН). Создание ТЗ – это обязательный элемент осуществления сбытовой функции аптеки.
ТЗ – это все запасы товаров, находящиеся во владении аптеки и предназначенные для продажи, в т.ч. и товары в пути.
Необходимость создания ТЗ обусловлена рядом факторов:
Ø колебанием спроса на ЛП;
Ø колебаниями сроков выпуска или закупки по импорту ЛП и поступлениями их на фармацевтический рынок;
Ø колебаниями сроков поставки товаров в аптеку;
Ø возможным дефицитом товаров в связи с запозданием доставки.
Товарные ресурсы аптечной организации формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:
Он + П = Р + Ок, где
Он, Ок — товарные запасы соответственно на начало и конец периода;
П — объем поступления товаров;
Р — объем розничного товарооборота.
Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для аптеки, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров аптечного ассортимента, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы.
В товарные запасы розничной аптечной организации включают:
ü товары, имеющиеся в наличии в аптеке;
ü товары, закупленные, оплаченные и оставленные на ответственном хранении у поставщиков;
ü товары, принятые на комиссию и не проданные на дату наблюдения;
ü товары в пути;
ü тара всех видов под товаром и порожняя.
Общей положительной тенденцией является сокращение товарных запасов. Например, в 1990 г. товарные запасы аптек составляли 180 дней, в настоящее время от 15 до 20 дней.
Таким образом, товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов аптечной организации. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров.