Таким образом. Социальная философия представляет собой теорию и методологию познания общества. Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система во взаимодействии всех ее сторон, а также законы его функционирования и развития.
Общество – это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.
1. Общество – это необходимая и естественная форма совместной жизни людей.
2. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.
3. Общество воспроизводит (кроме самих людей) основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
В античности общество рассматривалось как часть природы, а его возникновение связывалось с естественной потребностью людей в совместной жизни. В Средневековье понятие общества заменилось понятиями «государство», «страна», «народ». В философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо отдельные стороны социального бытия – этические, политические, экономические и др. Лишь в Новое время, в эпоху становления капитализма, начинает формироваться представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличающегося от существования природы и человека.
|
|
В эпоху Просвещения в рамках философии истории формируется социологическая проблематика. Таким образом, с XVIII века история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество стало превращаться в самостоятельный объект изучения. Философия истории Г. Гегеля – первое систематизированное учение об обществе. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». В «позитивной» философии О. Конта было провозглашено создание новой науки – социологии, где общество предстает как самостоятельный объект изучения.
Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию. Большинство философов признает, что общество – это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.
|
|
В качестве субъекта общественных отношений в различных социальных теориях выступают элементарные единицы, составляющие общество: отдельные люди; объединения людей; их социальные связи, получающие свое выражение в социальных институтах и организациях; определенные виды социального взаимодействия и др.
Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Системный подход (системный анализ) к изучению общества, рассматривающий общество как систему и как процесс, сложился во второй трети XIX в. и получил особое распространение в середине XX в. в исследованиях О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода состоят в следующем
1. Основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами.
2. Элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы (так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества).
3. Системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой.
4. Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысления природы является проблема взаимодействия природы и общества.
5. Системный подход признает целенаправленный характер поведения – и системы в целом, и отдельных ее элементов – т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.
Природа общества.
Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Под природой в наиболее общем смысле мы понимаем окружающий нас мир в целом, под обществом — обособившуюся часть природы, условие и результат деятельности человека.
В этом определении подчеркивается, что: 1) общество проявляется как особое пространство надприродной (отличной от биологической) деятельности; 2) оно не возникает спонтанно, а создается как результат специально организованной человеческой жизнедеятельности; 3) человек в свою очередь — не только творец, но и продукт общества. Такое понимание общества является наиболее широким, включая в себя все человечество, т.е. всех без исключения людей, живущих на разных территориях, существующих сейчас, существовавших ранее и тех, кто будет жить в будущем. Помимо самих людей в общество включаются разнообразные социальные группы и общественные институты, связи между ними и формы их деятельности.
Можно также говорить об обществе в узком смысле (информационном обществе, российском обществе или обществе с ограниченной ответственностью). Варианты употребления понятия «общество», как правило, различаются по наличию (или отсутствию) определения: «первобытное», «гражданское» и т.д.
|
|
О происхождении понятия «общество». В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obbtio — то, что вокруг и подразумевает помимо прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное понятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» — на «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, приступать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества.
В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы — природу, экономику, технику, а второй — духовные — религию, науку, политику. Рассмотрим обе точки зрения подробнее.
При материалистическом понимании природы общества подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов — особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.
Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззрении общество еще не отделялось от окружающего мира. Появление философии позволило рассматривать общество и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на общество все еще считалось определяющим. Например, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальнейшем стала известна как «географический детерминизм».
|
|
В XIX в. решающую роль природной среды в общественном развитии подчеркивал английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862). В своей книге «История цивилизации в Англии» он писал: «Если мы станем рассматривать, какие физические факторы имеют самое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главных разряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы.»
Некоторые другие ученые возвращаются к дофилософским идеям, вновь связывая воедино общество и природу. Так, философы-космисты Владимир Вернадский и Константин Циолковский считали, что общество — природное образование, естественный этап эволюции Космоса; важная ступень для будущего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности.
В философии марксизма основным фактором развития общества считается экономика. Для того чтобы заниматься искусством, наукой ит.д., человеку необходимо прежде удовлетворить первичные потребности — в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создает орудия труда, перерабатывает сырье, вступает в отношения обмена, распределения с другими людьми ит.д. Характер хозяйствования в конечном счете определяет основные черты развития общества (первобытно-общинного, феодального, капиталистического и т.д.) и его духовную жизнь.
Ряд учений XX — начала XXI в. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911—1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение Иоганном Гугтенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пишет, что развитие общества является следствием «трех волн» - трех технологических революций - аграрной, индустриальной и постиндустриальной.
При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы развития — религия, наука, политика и т.д.
Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов и католиков в Западном мире, пришел к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей — протестанты. На основании этого он делает вывод, противоположный марксистскому: не экономика определяет религию, а религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями — трудолюбием, бережливостью, расчетливостью и т.д.
Начиная с Нового времени, когда наука отвергла средневековую схоластику и предложила новые общезначимые ценности, стало утверждаться мнение о ее центральном положении в системе сфер человеческой жизни. Большая часть философов XVII—XVIII вв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на научных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повышению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счете к всеобщему благоденствию. К середине XIX в. оформляется течение сциентизма, представители которого, например, французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857), абсолютизируют роль научного знания в социальном развитии.
Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»: социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между гражданами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) утверждал, что без каждодневного государственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части.
Очевидно, что все названные факторы — природа, экономика, техника, религия и т.д. — оказывают существенное влияние на развитие общества и характер общественных отношений. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдается какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.