Несмотря на то что в теории административного права его принципы рассмотрены достаточно подробно, системно этот вопрос еще практически не изучался. В связи с этим в теории науки административного права не выработано единого подхода к перечню таких принципов.
В целом под отраслевыми принципами понимается система основных идей, характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее подотрасли либо даже подотраслей, институтов и юридических норм.
Принципы административного права – это основополагающие идеи, выражающие закономерности организации и функционирования государственной власти (преимущественно исполнительной власти), определяющие направления реализации задач и функций субъектов государственного механизма.
Принципы административного права во многих странах формулируются доктринально как административно-правовой наукой, так и судебной практикой[37]. Принципы современного административного права находят отражение во множестве нормативных правовых актов. Основным из них считается Конституция РФ. В ней, в частности, уделяется достаточно внимания вопросам функционирования исполнительной власти и общим принципам взаимоотношений государства и гражданина. Кроме Конституции РФ, принципы административного права закрепляются в многочисленных нормативных правовых актах.
|
|
Все принципы административного права можно разделить на несколько групп: общеправовые, конституционно-правовые, специальные (характерные только для одной или нескольких отраслей права).
К числу общеправовых принципов административного права относятся:
1. Принцип законности. Это один из самых главных принципов любой отрасли права, который означает, что любая деятельность субъектов государственного управления должна осуществляться в строгом и неуклонном соответствии с законом. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это означает, в частности, и то, что все акты административного законодательства должны соответствовать ее положениям. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. То же самое относится и к международным договорам РФ, являющимся частью ее правовой системы.
2. Принцип федерализма. По форме государственного устройства РФ является федеративным государством. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов федерации. При этом нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
|
|
Кроме того, на основе принципа федерализма организована система органов исполнительной власти. Статья 77 Конституции РФ определяет, что по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.
3. Принцип приоритета прав и свобод человека. Этот принцип устанавливает границы действия норм административного права. Согласно данному принципу органы исполнительной власти, реализуя властные полномочия, должны действовать в интересах человека, его прав, свобод и законных интересов. Само административное право является средством защиты прав человека от нарушений.
4. Принцип открытости и гласности предусматривает транспарентность государственно-управленческой деятельности в публично-правовых интересах. Законы и все прочие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Кроме того, каждому гражданину гарантируется право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе.
5. Принцип взаимной ответственности государства и общества. Управление всегда связано с административным принуждением, вместе с тем каждому гарантируются равные процессуальные права в целях обеспечения законности при привлечении виновных к административной ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность предусматривается за нарушение предписаний норм административного права не только со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны властных субъектов управления.
Кроме того, в административном праве выделяют и множество других функционально-управленческих принципов, таких как принцип контроля,принципразделениявластей,принциппрофессионализма и компетентности государственных служащих и иных лиц государственного управления, принцип иерархичности, принцип специализации государственного управления.