Рассказ подготовленного учащегося на тему «Любовь Фауста и Гретхен».
Начинается история любви Фауста и Гретхен. Вот наконец та боль и нега, тот угар страсти, о которой мечтал Фауст. Остродраматический сюжет развивается в серии живых сцен, воссоздающих быт, нравы, характеры немецкой провинции средневековой поры.
Улица. Комната Гретхен. Сад соседки. Уличные сплетни. Власть церкви в лице жадного попа, всегда готового прибрать к рукам имущество прихожан. Страх обывателей перед церковными запретами. Шашни Мефистофеля с вдовушкой Мартой. Завистливость подруги Гретхен Лизы, охочей до злословия. Горячность брата Гретхен Валентина, солдата, спешащего на свой лад защитить честь сестры. Узкой, ограниченной, но в чем-то милой рисует Гете патриархальную Германию. В центре картины — юная Гретхен.
Гретхен — самый поэтичный, светлый из созданных Гете женских образов. Простая девушка из небогатой бюргерской семьи, она изображена как безыскусное дитя природы, как прекрасный «естественный человек», каким мыслили свой идеал просветители.
|
|
Она любит природу, поет народные песни, наивно гадает на ромашке. Ее детская непосредственность восхищает Фауста, рефлектирующего человека нового времени. «Как непорочна, как чиста», — восторгается он. Сюжет тут как будто начинает приобретать черты классической комедии на любовную тему. Мефистофеля Гете наделяет функциями слуги, и помогающего своему хозяину, и пародирующего его пылкую страсть. Такой пародией становится грубоватый флирт Мефистофеля с Мартой. Но комедия быстро оборачивается трагедией.
Настойчивость ухаживаний Фауста побеждает робость Гретхен. Девушка идет навстречу пробудившемуся в ней чувству бесхитростно и безоглядно. Любовь Гретхен и Фауста приходит в противоречие с мещанскими нравами в городе.
Любовь, которая, как казалось Гретхен, несет ей счастье, превращается в источник ее невольных преступлений. Валентин гибнет в поединке с Фаустом, мать умирает от снотворного. Осужденная молвой, Гретхен топит в лесном ручье новорожденное дитя. Несчастная попадает в тюрьму и ждет смертной казни.
Фауст проникает в тюрьму, пытаясь спасти возлюбленную. Но она отказывается, считая во всем виноватой себя.
Вынужденное расставание Фауста с Гретхен имеет также обобщающий смысл, связанный с основным содержанием центрального образа: Гретхен слишком связана всеми своими предрассудками со старой Германией, чтобы стать подругой Фауста в его смелых исканиях, а Фауст — само движение вперед — не может остаться с нею. Ему мало только любви.
Трагический финал любви Фауста и Гретхен потрясает и вместе с тем усиливает символический смысл образов. Гретхен, как и Фауст, нетолько неповторимый человек с конкретной судьбой, ее образ — еще и символ патриархальной Германии; Фауст же — воплощение ищущего человечества. Вместе с тем в Гретхен отображено светлое женское начало — любви, теплоты, обновления жизни, и в этом она навсегда остается для Фауста идеалом. Господь прощает грехи Маргариты. Это и есть гетевское оправдание героини.
|
|
Так завершается первая часть трагедии. В ее последних сценах содержится важный нравственный урок: самоутверждение одной отдельно взятой личности, «сверхчеловека» может обернуться катастрофой для другого человека.
- Чтение последнего монолога Бога.
- Какие качества человека могут погубить его душу, а какие - спасти? (слабость человека в его постоянном желании под тяжестью обстоятельств искать покоя.Сила – в его способности действовать, в способности понимать красоту святую и любить.)
Итог урока.
8.Домашнее задание:
Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?
Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?