Примерное распределение программного материала по кварталам

Для освоения учебного материала, запланированного на этот учебный год, вы должны ознакомиться с методикой обучения аппликации детей дошкольного возраста. Вам для изучения предлагается 4 лекции. На каждый возраст вы должны разработать конспект в виде тех. карты в формате World Skills. Особое внимание обратите на формулировку цели и задач. Тех. карта вкладывается в портфолио к экзамену.

КОНСПЕКТЫ. АППЛИКАЦИЯ

 

Учебная неделя 20-25 апреля

 

КОНСПЕКТ №1. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

18 НОД за год - предметная —- 7, декоративная — 7, по замыслу — 4

 

Занятия по аппликации проводятся 2 раза в месяц, так как чередуются с занятиями по конструированию.

Во второй младшей группе на занятиях по аппликации детей учат выкладывать и составлять на листе бумаги (на полосе, квадрате, круге) изображения предметов и узоров, затем наклеивать их.

Примерное распределение программного материала по кварталам

I квартал

Выкладывание детьми на бумаге подготовленных воспитателем фигур, наклеивание их. Ознакомление с правилами наклеивания. Изображение предметов округлой формы (мяч, ягоды, яблоки). Составление узора на полосе с чередованием кругов по цвету.

II к в а р т а л

Чередование кругов различной величины (большой и маленький) вначале одного, затем 2 цветов. Составление симметричного узора на квадрате с выделением углов, середины, сторон. Изображение предметов из 2—3 частей одинаковой формы, но разных по величине (пирамидка из шаров, снеговик, игрушки-неваляшки: кукла, медведь, заяц и пр.).

III квартал

Составление узора на квадрате, круге. Украшение в определенной последовательности середины, сторон, углов. Чередование кругов, квадратов по цвету, величине. Наклеивание предметов четырехугольной формы (кубики, пирамидки из кубиков). Составление предметов из круглых и четырехугольных форм (тележка, домик для кукол, скворечник, цветы, цыплята).

 

МЕТОДИКА

 

На первых занятиях нужно учить детей выкладывать на бумаге формы, подготовленные воспитателем, затем наклеивать их.

Детей знакомят с правилами наклеивания:

— разложить формы в определенной последовательности, указанной воспитателем;

— положить форму цветной стороной на пластину (клееночку);

— клей набрать на всю кисть и затем лишний сиять о край розетки;

— намазать форму клеем, начиная с середины и постепенно переходя к краю, положить кисть на подставку, взять форму обеими руками и приклеить на то место на бумаге, где она лежала;

— прижать форму сверху тряпочкой, промокнув лишний клей.

В процессе обучения наклеиванию воспитатель называет все действия, спрашивает детей о их последовательности.

На первом занятии, обучая дошкольников выкладыванию кругов одного цвета на полоске бумаги, воспитатель демонстрирует приемы на фланелеграфе. Затем дети выполняют эти действия несколько раз на листе бумаги.

На каждый стол дают круги одного цвета. Как правило, в начале года малыши уже знают названия основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. В процессе занятия педагог закрепляет эти знания, формирует у воспитанников представления о круге. На следующих занятиях дети выкладывают и наклеивают круги сначала одного цвета, затем 2 цветов, чередуя их на полосе (5Х 20 см). В дальнейшем вводятся задания на наклеивание кругов и квадратов одного цвета, а затем 2 цветов с чередованием одного и другого.

С первого квартала дошкольников следует учить изображать предметы, составляя их из готовых геометрических фигур. Начинать нужно с предметов, представляющих по форме единое целое. Детей учат видеть форму предмета, величину; подбирать готовые формы из бумаги разного цвета; наклеивать их. С первых занятий малышам предоставляют возможность свободного выбора цвета бумаги для фона.

Используя такие приемы, как показ, общение с ребенком в процессе занятия, анализ детских работ, педагог постепенно воспитывает у детей умение подбирать красивые цветовые сочетания элементов аппликации и фона; развивает их художественный вкус.

После того как у детей будет сформирован навык построения узора на полосе, их учат составлять симметричный узор на квадрате. В процессе занятий дошкольники овладевают умениями находить у квадрата углы и середину, углы и стороны, затем углы, середину и стороны; составлять узоры из кругов, квадратов (большой, маленький).

Дети учатся изображать предметы, состоящие из 2—3 частей (одинаковых по форме, но разных по величине). При обучении необходимо использовать прием обследования предмета (с помощью педагога ребенок характеризует строение предмета, определяет основные части, их форму, величину, цвет). На первых занятиях следует провести показ с использованием фланелеграфа или большого листа бумаги. Далее дошкольникам предлагается каждому составить предмет на бумаге и после проверки правильности выполнения задания наклеить в указанной воспитателем последовательности, начиная с основных частей. Тем, кто быстро закончит работу, педагог может предложить наклеить дополнительные детали (глаза, рот — неваляшке, клюв — птичке). На последующих занятиях необходимо учить всех детей передавать отдельные характерные признаки.

Детей учат декоративной аппликации. Чтобы эти занятия проходили интереснее, следует использовать игровые приемы. Например, детям предлагают украсить дорожку, скатерть, тарелку. Таким образом у ребенка начинает складываться представление о назначении узора (для украшения определенной вещи).

Перед занятием следует рассмотреть вместе с детьми узоры на окружающих предметах, одежде, посуде. Педагог учит воспитанников видеть красоту узора, выделять его элементы, замечать сочетания цвета, элементов узора и фона, расположение узора. Надо обращать внимание малышей на то, как чередуются элементы в узоре, как украшены середина, кайма.

На занятии воспитатель может показать на фланелеграфе, образцах несколько вариантов сочетания цвета, элементов узора, а также их расположения. Рассмотрев с детьми салфетку (круг), педагог обращает внимание малышей на ее форму, цвет. Затем предлагает найти и показать середину, края. Напомнив, что украшать дети будут кругами одного цвета, воспитатель называет последовательность наклеивания, ребенок выполняет действия на фланелеграфе. Например, педагог говорит: «Сначала наклеим круг наверху... (один из детей выкладывает форму на фланелеграфе), затем внизу... (выполняет другой ребенок), потом по сторонам: слева и справа». Далее воспитатель показывает, как надо украсить кайму, располагая круги другого цвета или величины между наклеенными формами.

В этой группе детей необходимо учить наклеивать предметы четырехугольной формы (кубики, пирамидки из кубиков и пр.), составлять предметы из круглых, четырехугольных форм (тележка, домик для кукол, скворечник, цветы, цыплята и пр.).

После 2—3 месяцев обучения проводят занятия-загадки, направленные на формирование у детей творческих способностей, развитие воображения. Вначале малышам показывают различные предметы (пирамидку, неваляшку, погремушку и др.). Затем дают конверты с заготовками и предлагают догадаться, что можно выложить из этих форм. Формы следует подбирать разного размера и цвета, чтобы работы детей отличались друг от друга. Такие занятия очень нравятся малышам и позволяют закрепить полученные ими знания, умения и навыки.

Сюжетная аппликация в этой группе не проводится, но, наклеивая несколько одинаковых изображений или дополняя изображение несложными деталями, ребенок может создавать простой сюжет (домик для неваляшки, жуки ползают, цыплята гуляют и пр.). Это является предпосылкой для обучения детей сюжетной аппликации в следующей возрастной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: