«Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
Наблюдение № 23
Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.
Приметы:
· В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
· Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: расширять и углублять знания о растениях,
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
IВ сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна! М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Чем деревья отличаются от кустарников?
♦ Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
♦ Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в разных краях?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Наблюдение № 24
Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.
Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:
Смотри, какой большой сугроб:
Вот это у сугроба – лоб,
Вот это – лапы, это – нос.
«Ты кто?» - задай ему вопрос.
И, притвориться не сумев,
Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»
Трудовая деятельность
Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
Цели:
— приучать действовать сообща, доводить дело до конца;
— воспитывать трудовые навыки.
Подвижные игры
«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи».
Цели:
— закреплять двигательные навыки;
— развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость.
Индивидуальная работа
«Пройди по мостику».
Цель: упражнять в равновесии.
Наблюдение № 25
Наблюдение за снежинками
Цели:
— обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;
— учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Ход наблюдения
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
А возьмешь — вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.
♦Понаблюдайте за снегом, какой он?
♦Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
♦Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
♦Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
♦Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Исследовательская деятельность
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность Постройка лабиринта.
Цели:
— приучать доводить дело до конца;
— воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры
«Два мороза», «Волк во рву».
Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа «Пройди осторожно».
Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Наблюдение № 26
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
♦Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
♦Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
♦Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки снежного городка.
Цели:
— формировать умение трудиться в коллективе;
— планировать работу.
— Подвижные игры
— «Найди по следу», «След в след».
— Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
— Индивидуальная работа
— Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
— Цель: улучшать координацию движений.
Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:
· дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;
· собаки валяются в снегу – к метели;
· птица хохлится – к непогоде;
· ярко сверкают звезды – к морозу.
Наблюдение № 27
Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).
В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)
Стихотворение А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит.
То как путник запоздалый
К нам в окошко постучит.