«День космонавтики» для детей 5-6 лет
Разработал ФИО педагога Швецова И.А.
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут поможет вам познакомить ребёнка с данной лексической темой, сделать занятия более разнообразными и нтересными. По данной теме с помощью разнообразных заданий вы можете развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, а также пополнить словарь и развивать грамматический строй речи.
Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера или выходные дни. Может, вы воспользуетесь рекомендациями, но построите свой маршрут, если вашего ребенка что-то очень сильно заинтересовало...
|
|
№ | Этапы работы по О.М. | Содержание деятельности | Полезные ссылки | |||||||||||||||||
1 | Беседа: «День космонавтики» | Краткий текст беседы: Совсем скоро, 12 апреля, мы будем отмечать День космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком. Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. А как же он улетел в космос? Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос. Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по-такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве. Наверно, многие детишки уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования. Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через ее ядовитые облака и теперь у ученых есть карты этой планеты. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки- это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор. | Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям: · знакомить детей с достопримечательностями города Самары и Самарского края (http://samara.igid.ru/dostoprimechatelnosti); · производство ракет в Самаре (http://www.sdelanounas.ru/blogs/44338); · посещать с ними музеи (http://samaracosmos.ru/about.html); · фотографии (http://samaracosmos.ru/gallery.html); · выставки (http://samaracosmos.ru/news/55-letie.html); · памятники (http://monument.ucoz.ru/photo/51); · рассказывать им наших земляках (http://www.time-samara.ru/article/19565.html). Для расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать: · картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо» (https://goo.gl/S05CbS) · портреты космонавтов (https://goo.gl/IaPgrq) · «Ощущение невесомости» (https://goo.gl/xpIZG2) · глобус (https://goo.gl/Me6C8D), · аудиозаписи (https://goo.gl/lUMBSM). | |||||||||||||||||
2 | Лексика | Для обогащения лексического словаря детей советуем поиграть в игру «Доскажи словечко», загадывать загадки. *** На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несёмся на … (ракете). *** Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется … (Земля). *** Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звёзд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп). *** Посчитать совсем не просто Ночью в тёмном небе звёзды. Знает все наперечёт Звёзды в небе … (звездочёт). *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин). *** Освещает ночью путь, Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). *** Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлёт всем подряд, И как одинокий путник Летит по орбите … (спутник). *** У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт). Загадки для детей Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. Ответ: космонавт Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. Ответ: луноход *** Чудо-птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд. Ответ: ракета *** Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не съели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. Ответ: луна, месяц *** Волчок, волчок, Покажи другой бочок, Другой бок не покажу, Я привязанный хожу. Ответ: луна *** У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. Ответ: месяц | Вместе с детьми читать и рассматривать иллюстрации к книгам А. Леонова: «Я выхожу в открытый космос», «Ю. А. Гагарин» (https://goo.gl/UhbZcR). Учить и читать: · стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, · «Марш юных космонавтов» С. Михалков (stihi/stihi_mihalkov.zip), · «Луноход» В.Д.Берестов (https://goo.gl/VTTFDJ), · «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов (http://a-pesni.org/drugije/znajetekakim.htm). | |||||||||||||||||
3 | Грамматический строй речи | Дидактические игры. 1. Космическая считалка Разучите с ребенком считалку. Используя ее можно определить очередность запусков ракет. На Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт: Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, Четыре — Марс, Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, Восемь — Нептун, Девять — дальше всех Плутон, Кто не видит — выйди вон. 2. Портрет пришельца Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов! 3. Космические пазлы. Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет? 4. Что лишнее и почему? Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета. Прилуниться, припозднится, приземлиться. 5. Собери предложение. Луна, это, Земля, спутник. Луна, Земля, меньше. Луна, вращаться, Земля, вокруг. 6. Скажи наоборот. Далеко- близко. Высоко – низко. Улететь - … Взлететь - … Темно - … Ярко - … Тесно - … 7. Где какой? На Земле – земной. На Луне - … лунный На солнце - … солнечный. | ||||||||||||||||||
4 | Артикуляционная моторика | Артикуляционная гимнастика «Полёт на ракете». Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение —«Лопаточка» | ||||||||||||||||||
5 | Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
|