Тема: Движение – атрибут материи; пространство и время – формы бытия материи.
План работы на занятии:
1. Изучение теоретического материала по теме. Просмотр видеолекции по курсу «Систематическая философия»: Основные проблемы онтологии. Проблема пространства и времени.
2. Составление плана-конспекта лекции.
3. Выполнение тестовых заданий (см. отдельный документ).
Вплоть до XIX века движение рассматривалось в основном механистически, как простое пространственное перемещение тел. Однако философия показала, что даже механическое движение содержит в себе ряд проблем. Древнегреческий философ и математик Зенон Элейский сформулировал так называемые апории («апория» в переводе с греческого - «затруднение», «безвыходное положение»), раскрывающие внутренне противоречивую природу движения. В одной из своих апорий под названием «Летящая стрела» Зенон рассуждает следующим образом: для того, чтобы преодолеть некоторое расстояние, стрела должна сначала пролететь его половину, затем половину половины, затем четверть половины и т.д. до бесконечности. В каждый конкретный момент времени стрела занимает определенное пространственное положение, равное ей по величине, т.е. она покоится. Следовательно, по мнению Зенона, летящая стрела покоится, и движения не существует. Согласно легенде, один из учеников Зенона, желая его опровергнуть, стал молча прохаживаться перед учителем, полагая, что тем самым он доказывает наличие движения. Однако Зенон остался при своем мнении, заметив, что логического доказательства движения нет, а полагаться на визуальное восприятие движения нельзя, ибо чувства всегда обманчивы.
|
|
Движение, пространство и время
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время. В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам.
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. Покой-- это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета па более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, называют развитием. Развитие – это закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью.
|
|
Движение: это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.
Оно делится на материальное движение и идеальное.
Материальное движение — это все изменения происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.
Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания. Это не означает, что сознание не может влиять на конкретные проявления движения. Речь идёт лишь о том что, во-первых, движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания и, во- вторых, в гносеологическом плане человеческое сознание всегда вторично, то есть всегда отражает находящуюся в движении объективную реальность.
Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека.
Движение диалектически противоречиво.
Это проявляется в следующем:
а) оно есть единство абсолютного (вечность, несотворимость и неуничтожимость) и относительного (смена форм движения и местоположений предметов) в одно и то же время;
б) оно есть единство изменчивости и устойчивости;
в) оно есть единство прерывности и непрерывности, когда в каждый данный момент времени тело находится в какой-то точке пространства, и не находится; обладает каким-либо свойством и не обладает;
г) оно есть единство качественных и количественных изменений.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития мира. Пространство и время - такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Вселенной.
Формы материального движения и их носители:
механическая (тела),
физическая (атомы),
химическая (молекулы),
биологическая (нуклеотиды),
социальная (люди и их деятельность).
Все они генетически взаимосвязаны, то есть не просто способны переходить одна в другую, а переходить в такую другую, которая порождается данной формой, «вырастает» из неё. Это обуславливает возможность их развития от низшей к высшей, причём так, что каждая более высокая включает в себя все предшествующие, но не сводится к их сумме. Все формы движения матери кроме всеобщих законов диалектики имеют и свои собственные закономерности. Отсюда следует, что нельзя сводить высшие формы движения материи к низшим или отрывать их друг от друга.
|
|
Типы движения (и материального, и идеального):
функционирование, когда система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени),
изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое (онтогенез(индивидуальное развитие организма), как воспроизводство себе подобного),
развитие, то есть необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида).
Здесь необходимо подчеркнуть, что, во-первых, работа без коренных перемен не может длиться вечно, во-вторых, полностью обратимых процессов не существует. Рано или поздно, любое функционирование и изменение объектов под воздействием законов всей глобальной спирали развития прекращает свое существование, переходя в другие формы. Спираль же развития состоит из отдельных фрагментов самой же спирали, а не из приложенных друг к другу отдельных кругов или прямых линий. Поэтому любой фрагмент спирали обладает свойствами самой спирали. Отсюда следует, что и функционирование, и изменение есть лишь этапы процесса развития, при которых системы, хотя и претерпевают в какой-либо момент менее глубокие превращения, но всегда содержат в себе эту тенденцию, которая может быть реализована при определенных условиях. В нашем примере любой орган человеческого организма изнашивается и отмирает, онтогенез (понятый как индивидуальное развитие особи, включающий и процессы функционирования, и процессы изменения) прекращается смертью.
Пространство:
— это атрибут материи, который выражает её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.
Свойства пространства:
— неразрывная связь со временем и движением;
— зависимость от структурных отношений в материальных системах;
— протяжённость, то есть рядоположенность различных элементов (отрезков, объектов), возможность прибавления к каждому элементу следующего;
|
|
— единство прерывности и непрерывности;
— трёхмерность (линия, плоскость, тело);
— бесконечность.
Время:
— это атрибут материи, характеризующий длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.
Свойства времени:
— неразрывная связь с пространством и движением;
— длительность, то есть последовательность существования материальных объектов путём возникновения одного момента времени за другим;
— асимметрия (однонаправленность от прошлого к будущему). Она объясняется асимметрией причинно-следственных связей;
— бесконечность.
Проблема пространства и времени в истории философии и науки:
Довольно долго преобладала так называемая субстанциональная трактовка пространства и времени, рассматривающая их как самостоятельные субстанции. Например, И. Ньютоном пространство понималось как абсолютное, как некое «вместилище» материальных тел, а время — как абсолютная «равномерная длительность», в которой всё возникает и исчезает, но которая сама не зависит ни от каких процессов в мире.
В кантианской концепции пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания человека, а являются лишь априорными (данные до опыта и независимо от него) формами нашего чувственного созерцания. Другие субъективные идеалисты рассматривали пространство и время как упорядоченные системы рядов ощущений.
Характеристика пространства и времени в диалектико-матералистической философии включает следующие положения. Во-первых, пространство и время объективны, независимы от человеческого сознания, неотделимы от материи как её атрибуты. Во-вторых, неразрывно связаны друг с другом и всегда зависят от формы движения и от конкретного уровня развитии материи. В-третьих, они внутренне противоречивы, то есть они есть единство абсолютного и относительного, прерывного и непрерывного, качественного и количественного. В-четвёртых, пространство и время имеют специфические характеристики, отражающие их особенности как атрибутов материи.
Традиционно в классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное пространство и время понимались как характеристики объективной действительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем имелось в виду воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант). В метафизической философии пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон). Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют.
Домашнее задание: Заполнить таблицу «Атрибуты материи» (всеобщие формы бытия):
Движение | |
Пространство | |
Время |