Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
ОТЧЕТ
О прохождении научно-исследовательской работы
1. Место практики: кафедра теории языка и русского языка ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
2. Вид практики: учебная.
3. Тип практики: научно-исследовательская работа.
4. Способ проведения практики: стационарная.
5. Форма проведения практики: дискретная.
6. Сроки прохождения практики: с 23.03.2020 по 17.05.2020.
7. Обучающийся: , очная форма обучения.
8. Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование.
9. Программа магистерской подготовки: «Стилистика речи. Филологический анализ текста. Лингвистическая экспертиза».
________ /подпись/
|
|
Руководитель практики
от структурного подразделения ЮФУ _____________ /доцент, к.филол.н., Нефедов И.В./
Ростов-на-Дону – 2019 г.
Содержание
Введение. 2
Задачи работы: 2
Анализ полученных результатов: 2
Библиография: 2
Введение
В процессе прохождения производственной практики был осуществлен целенаправленный сбор материалов, поиск литературы, а также анализ текстов и средств визуальной коммуникации согласно теме «ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.С.ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА»: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА».
Цели практики определяются совершенствованием навыков научно-исследовательской работы, оформления ее результатов; формирование навыков выполнения учебно-научного сочинения квалификационного характера; подготовка материалов для ВКР.
Необходимость производственной практики заключается в том, что во время прохождения практики происходит сбор необходимой информации для последующего качественного усвоения профессиональных, специальных дисциплин, качественного выполнения отчета.
Задачи работы:
1) главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы;
2) сбор данных, необходимых для написания квалификационного сочинения (дипломной работы);
3) обработка научной литературы по проблемам, рассматриваемым в дипломном сочинении (ее анализ в проблемном аспекте), систематизация и обобщение полученной теоретической информации, оформление в виде специальной главы;
|
|
4) провести теоретический анализ исследуемой проблемы на основе материалов доступной научной психолого-педагогической литературы;
Анализ полученных результатов.
За период практики удалось выполнить необходимый объем работы, а именно, составить план последовательной работы, ознакомится с различной теоретической литературой по теме и собрать материал для третьего параграфа диссертации. Все это выполнялось под контролем научного руководителя.
Практика проходила стационарно. Для поиска материала использовались ресурсы сети Интернет и Публичной библиотеки Ростова-на-Дону.
Для изучения проблемы теории были подробно изучены учебные пособия под редакцией В.В.Бабайцевой, М.Т. Баранова, А.В. Бондаренко, Н.С. Волгиной, В.В. Виноградова и других.
Наиболее полезным теоретическим источником для написания 1 главы, а также для дальнейшего анализа единиц, я могу назвать работы исследователей Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова по теме глагол и его формы. Авторы не только дают подробное описание глагола, выделяют наиболее характерные его черты, но и производят анализ взаимодействия глагола и его форм в тексте.
В первой главе мы выяснили, что глагол - это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения - категорией рода.
Заметили, что значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет, как процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать).
Однако отметим, что при определении значения глагола как части речи можно использовать понятия "процесс" и "действие". В этом случае понятие "действие" трактуется в грамматически обобщенном смысле (в отличие от более конкретного содержания понятия "действие", когда имеется в виду различие между активным действием и пассивным состоянием).
Так же мы выяснили, что глагол имеет следующие классы форм:
1) спрягаемые формы, т. е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прош. вр. и сослагат. накл.) родам;
2) инфинитив;
3) причастия и деепричастия.
Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории глагола присущи лишь определенным классам форм.
Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий.
Категория времени присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонений (причастия и деепричастия обладают специфической характеристикой с точки зрения категории времени). Категория лица свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения. Не обладают категорией лица формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий.
Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода присуща - в ед. ч. - лишь формам прош. вр. и сослагат. накл.; у причастий категория рода относится к тем морфологическим категориям, которые связывают причастия с прилагательными.
Таким образом, путем подробного изучения и конспектирования перечисленных трудов удалось собрать материал и для второго параграфа. В дальнейшем в ходе работы приходилось этот материал перерабатывать, сокращать, оставляя наиболее значимую и существенную информацию для дальнейшего анализа данных языковых единиц.
|
|
Обработка научной литературы, конспектирование нового фактического материала, дополнение и углубление уже имеющейся информации по теме позволило более подробно раскрыть «речевое манипулирование» как средство языкового давления на оппонента.
В результате производственной практики удалось выполнить поставленные задачи и достичь главной её цели. Мною были приобретены новые и углублены уже имеющиеся знания по представленной теме. В ходе работы с теоретическим материалом удалось усовершенствовать навыки обработки, систематизации и реферирования информации. К работе также прилагается библиографический список. Результаты работы обсудили с научным руководителем.
Библиография:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 2001.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012.
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Бондаренко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Пособие для студентов и учителей./Под ред. Проф. Ю.С. Маслова.- Спб., 2007.
5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник. - М.: Высшая школа. 2009.
6. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. - М.: Просвещение. 2012.
7. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 2009.
8. Винокур Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку.- М.: Знание, 2006.
9. Голованов И.Г. Морфология современного русского языка – Изд.-2-е. – М.: Высшая школа, 2001.
10. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ. 2007.
11. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык: Учебник для студентов пединститутов / Под. ред. Максимова Л.Ю. - М.: Просвещение, 2013.
12. Краткая русская грамматика/ Белоусов В.Н., Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. и др. Под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. - М.: Рус.яз., 2012.
|
|
13. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.Леканта. – М.: Владос, 2015.
14. Колесникова С.М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. - М., 2010.
15. Лекант П.А. Грамматические категории слова и предложения. - М., 2007.
16. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 2011.
17. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. - М.: «Просвещение», 2003.
18. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа,1987.
19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Наука, 2008.
20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
21. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.: Аспект Пресс, 2001.
22. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис- пресс, 2008.
23. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, А. П. Кысин и др., Под редакцией Л. Л. Касаткина. – М.: «Академия», 2001.
24. Серебряков Б.А.Части речи//Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
25. Современный русский язык. Морфология / Под ред. В.В.Виноградова. – М.: Айрис-пресс. 2009.
26. Современный русский литературный язык: Учебник для филол. спец. педагогических институтов // Под редакцией П. А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2008.
27. Современный русский язык. Часть II (Морфология, синтаксис) / Под редакцией профессора Е. М. Галкиной-Федорчук. – М., 2004.
28. Современный русский язык./Под ред. Валгиной Н.С.- Изд.-6-е.- М.: Логос, 2001.
29. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В трёх частях. Ч.2. Словообразование. Морфология. - М.: Просвещение, 2011.
30. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М., 1993.