Как писать сжатое изложение

1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

 

2. Обдумайте содержание текста, определите, какая инфор­мация является основной, а какая — второстепенной.

 

3. Определите значение непонятных слов (по словарю).

 

4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в чер­новике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем со­ставьте план.

 

5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия тек­ста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их со­четание.

 

6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

 

7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртыва­ния темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

 

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

 

Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом устано­вить причинно-следственные связи между явлениями, и прихо­дит к какому-либо выводу, суждению.

Текст-рассуждение обобщает наши на­блюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуни­кативная цель рассуждения — убедить, объяснить.

Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме:

• тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;

• аргументы (факты, доказательства);

• вывод.

 

В научных и деловых рассуждениях необходимо обозначать границы аргументов с помощью специальных слов (во-первых, далее и т.п.). В письменной речи эти границы часто совпадают с абзацным членением текста. Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, — это вопрос почему? Аргумен­ты, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.

Тезис — это мысль, требующая доказательства. В тезисе за­ключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис ци­тату какого-то выдающегося деятеля (учёного, писателя, фило­софа), которая помогает более точно выразить мысль.

 При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.

В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом ввод­ными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.

В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргумен­ту-примеру используются слова: например; приведем пример; об­ратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.

Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с те­зисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

 

Вывод (заключительная часть рассуждения) может состо­ять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риториче­ским вопросом, побудительным предложением-призывом к че­му-либо или же повествовательным предложением.

Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; та­ким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанно­го следует... и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: