1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.
2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.
3. Определите значение непонятных слов (по словарю).
4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.
5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.
6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;
в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
г) соблюдение лексических и грамматических норм;
д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.
8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить, объяснить.
Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме:
• тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
• аргументы (факты, доказательства);
• вывод.
В научных и деловых рассуждениях необходимо обозначать границы аргументов с помощью специальных слов (во-первых, далее и т.п.). В письменной речи эти границы часто совпадают с абзацным членением текста. Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, — это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.
Тезис — это мысль, требующая доказательства. В тезисе заключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (учёного, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.
При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.
В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.
В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.
Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.
Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.
Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанного следует... и др.