Прибыль предприятия как основной элемент финансового планирования

 

Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, что реализуется в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Основными задачами осуществления финансового планирования является:

обеспечения производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

определение направлений эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет улучшения использования материальных, трудовых и денежных ресурсов [4, с. 392].

Финансовое планирование является весьма важной составляющей хозяйственной деятельности предприятия, поскольку оно является тем инструментом, который воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, устанавливает стандарты для организации финансовой информации, определяет приемлемые пределы расходов, необходимых для реализации плана предприятия, а также дает ценную информацию для разработки и корректировки стратегии предприятия.

Его главными этапами выделяют следующие:

• анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования для компании, а также анализ финансовых показателей за предыдущий период (на основе отчета о финансовых результатах, отчета о собственном капитале и о движении наличности и т.п.);

• планирование реализации продукции, прибылей и убытков (для реализации данного этапа определяют объемы сбыта продукции, затраты, понесенные на производство, полученная денежная выручка, и аккумулированный прибыль предприятия, рассчитывают амортизационные отчисления и объемы поступления средств и т.п.);

• определение и обоснование направления инвестиций и источников их финансирования;

• разработка оперативного плана и в дальнейшем оценка результатов, достигнутых компанией в сравнении с целями, установленными в финансовом плане [4, с. 393].

Результатом проведения финансового планирования является составленный финансовый план, который состоит из плана объемов реализации продукции, плана доходов и расходов (прибылей и убытков), плана движения денежных средств, планового баланса активов и пассивов предприятия, письменного изложения результатов финансового планирования. Финансовый план обязательно включает описательную часть, которая четко устанавливает финансовые цели предприятия, подробно объясняя, какие инвестиции и почему оно собирается осуществлять (какая часть инвестиций при этом уйдет, скажем, на приобретение нового оборудования взамен старого, которая - на установку очистных сооружений или на разработку и продвижение на рынок нового товара и т.д.) и, что самое главное, каким образом соглашаются стратегические цели организации с ее финансовыми планами.

Необходимым этапом осуществления финансового планирования является анализ и оценка финансового состояния предприятия, под которым понимают меру его обеспеченности необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления эффективной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов по своим обязательствам. Так, основными показателями оценки финансового состояния предприятия являются показатели ликвидности (срочной абсолютной, быстрой ликвидности и общий коэффициент покрытия), деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, оборачиваемости собственного капитала), финансовой устойчивости (коэффициент задолженности, независимости и маневренности собственных оборотных средств) и показатели рентабельности (рентабельность реализованной продукции, производственных фондов и рентабельность продаж). Однако, наиболее традиционными показателями финансовых результатов являются прибыль и рентабельность, которые являются наиболее комплексными показателями оценки [4, с. 394].

При решении финансовых вопросов необходимо точно трактовать понятие «прибыль». Прибыль в общем экономическом смысле - это прибавочная стоимость, создаваемая в процессе производства, или другими словами - это стоимость, созданная в процессе предпринимательской деятельности свыше стоимость производственно потребленных ресурсов и рабочей силы [1, с. 171-172]. Но здесь следует различать прибыль, возникающий на разных стадиях его формирования, а именно:

валовая прибыль (экономический результат деятельности субъектов хозяйствования, определяется как разница между чистой выручкой от реализации продукции, работ и услуг и их производственной себестоимости);

операционная прибыль (финансовый результат от операционной деятельности, что определяется вычитанием от валовой прибыли операционных расходов - административные, расходы на сбыт, себестоимость реализованных производственных запасов, признанные санкции и т.д. и добавлением к полученного результата прочих операционных доходов - доходы от операционной аренды активов, от операционных курсовых разниц, от реализации оборотных активов и т.п.);

прибыль или убыток от обычной деятельности до налогообложения (результат от финансовой деятельности, что определяется добавлением к операционной прибыли дохода от участия в капитале, финансовых доходов в форме дивидендов, процентов, полученных от финансовых инвестиций и вычитанием от полученного результата финансовых затрат в форме процентов и иных затрат, связанных с привлечением ссудного капитала, потери от участия в капитале, от операционных курсовых разниц, от уценки финансовых инвестиций и т.п.);

прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения (разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налогов на прибыль);

чистая прибыль (представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от обычной деятельности после налогообложения и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов с чрезвычайной прибыли) [1, с. 170-173].

Чистая прибыль полностью остается в распоряжении предприятия, чем и определяется его большое значение. В условиях рыночной экономики чистая прибыль является основой экономического и социального развития предприятия. Постоянное увеличение чистой прибыли - это устойчивый источник финансирования развития производства (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создания резервных фондов, удовлетворения социальных и материальных потребностей работников предприятия, благотворительной деятельности. Чистая прибыль - важнейший показатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, поскольку отражает степень его активности и финансового благополучия, а также эффективность менеджмента. По чистой прибылью определяется приемлемый для инвестора уровень доходности активов предприятия для сравнения с альтернативными вариантами направления инвестирования (при условии сравнительного риска). Чистая прибыль является одним из основных источников увеличения капитала предприятия, что отражено в форме №4 «Отчет о собственном капитале» финансовой отчетности. Постоянное увеличение прибыли по условиям допустимого риска, то есть в случае привлечения дополнительных заемных средств или дополнительного размещения акций, укрепляет конкурентные позиции предприятия на рынке капитала.

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на этот конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта. Основным фактором является доход (выручка) от реализации продукции, что свидетельствует о рыночный спрос на продукцию предприятия, возврат вложенных в производство средств и возможность начать новый производственный цикл. Размер выручки от реализации зависит от объемов и структуры производства по видам продукции и рыночных цен каждого вида. Отделы маркетинга предприятий обязаны постоянно анализировать рыночный спрос на продукцию предприятия и своевременно на него реагировать. Экономическое обоснование объемов производства выполняется через поиск так называемого критического объема, критической точки или точки безубыточности.

Еще один фактор, который существенно влияет на размер чистой прибыли - это совокупные расходы на производство и сбыт продукции: себестоимость реализованной продукции, а также административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия) и расходы на сбыт (расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции, рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.).

Таким образом, при осуществлении процесса планирования прибыли необходимо ориентироваться на ряд факторов, которые могут оказать влияние на его смену, и соответственно корректировать составляющие финансового плана.

Следовательно, финансовый план является ключевым разделом всего плана предприятия, ведь он, во-первых, обобщает результаты всех предыдущих его разделов, сводя их в одно целое путем подачи в стоимостном выражении, и позволяет судить о том, насколько план вообще приемлем с экономической точки зрения; во-вторых, обосновывает общие потребности предприятия в инвестиционных ресурсах; в-третьих, складывается для управления текущей и стратегической деятельностью предприятия [4, с. 390-393]. И в рамках финансового планирования важной составляющей является финансирование прибыли, который является главным показателем эффективности хозяйствования и обобщающим аспектом финансово-экономической деятельности предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: