Развитие менеджмента в стране имеет особенности. В.Н. выделила школу организации зводства» (1900 г.), «новую (1930 – 1965 г.) и школу исследований (1965 г. – по настоящее Однако временное школы «научной производства» следует в прошлое. В 1860 – 1870 г. Московского высшего училища разработали рационализации трудовых получившую медаль на торговой выставке в в 1873 г.
С 1908 г. в России начали сборники переводов изданий в области менеджмента: «Админист библиотека». В ряде учебных заведений на преподавать организационно-управленческие например, в 1911 – 1912 г. в политехническом институте И. читался курс ация заводского хозяй
В России после революции достаточно внимания уделялось исследованиям в области труда, управления и работы предприятий. В Москве, Таганроге и Казани созданы институты ведущие изыскания в научной организации Централизованное потребовало разработки составления балансов, составления и годовых народнохо планов.
Наиболее развитие отечественного ме было в 20-е ХХ века, в период экономической Создан план первый пятилетний Современными исследователями что в это время выделились две группы концепций ме организационно-технические и социальные. Веснин приводит К социально-техническим можно отнести «Организационного управления» Богданова; «Физиологического О.А. Ерманского; базы» А.К. «Производственную трактовку» Розмирович. Социальные концепциями «Организационной П.М. Керженцева; иально-трудовой концепцией производством» Н.А. «Теорией административной Ф.Р. Дунаевского.
Богданов установил, что организованностей в технике и обществе общие черты. Это олило ему предложить организационную науку огию).
О.А. сформулировал предпосылки об изации труда и Одним из основных этой науки Ерманский выделил организационной суммы», будет больше, чем составляющая ее сил». На закона им был предложен принцип: принцип еского оптимума.
Гастев совместно с Центрального института который он возглавлял, концепцию трудовых Элементы этой теория трудовых в производственном процессе; рабочего места; рационального производственного А.К. Гастев концепцию узкой Суть ее в следующем: который управляет есть директор которое известно под станка». Основной «производственной трактовки» еских процессов Розмирович были черты, имеющиеся в производства и управления, физического и умственного Е.Ф. Розмирович управление как процесс технический; его можно онализировать, механизировать, теми же методами, что и зводственный процесс; управления рассматривался машиной или системой ма
Представитель социального П.М. Керженцев теорию организационной ости. Выделив в организации труда три – труд, производство и П.М. Керженцев скон на последнем, считая важным. Н.А. сторонник социальной в управлении, в им социально-трудовой концепции производством разграничил вещами (орудиями труда) и сконцентрировался на последнем. задача управления ему целесообразной людей как участников трудовой кооперации. По Н.А. Витке ение представляет единый процесс, элементы кото соединяются с помощью функции. Н.А. сформулировал такие к руководителям: правильно подбирать управленцев, распределять обязанности, цели, координировать ра осуществлять контроль, но при «не мнить себя тех всезнайкой и не распылять на мелочи техни
В.И. Иоффе систему микроэлементных ативов времени для нормирования.
О.И. разработал научную организации процесса во времени, в том числе движения партии по операциям.
В конце годов академик Канторович опубликовал работы по математическим оптимального планиро и линейному программированию.
Каценбоген в 1946 г. получил премию за достижения в и методологии применения принципов работы в производстве.
Э.А. стал автором подхода к решению технологических, организа эксплуатационных и проблем производства.
Митрофанов разрабатывает групповых методов которая затем в теории автоматизированных в серийном и мелкосерийном зводстве.
Учеными и других институтов, а практиками были системы планово-предупредительного бездефектного изготовления комплексного управления подготовки оперативного планирования зводства.
Ф.Р. выдвинул теорию вной емкости, под которой способность управ руководить определенным подчиненных вне от их личных качеств. Дунаевский полагал, что с производства происходит промежуточного руководящих органов, что к бюрократизации.
отметить, что за период с по 1930 г., по данным В.Н. в нашей стране опубликовано 800 научных работ по труда, организации и управления.
Отсутствие в рыночных отношений с по 1990 г. не создавало необходимых для теории и практики Ученые направляли разработки на управление в командно-административной общеплановой и внесли определенный в достижения мировой мысли. Среди них Абалкин, Г.А. В.Г. Афанасьев, Анчишкин, Д.М. Г.А. Джава С.С. Дзарасов, Ипатов, О.В. Б.З. Мильнер, Петраков, Г.Х. И.М. Разумов, Струмилин, Ю.А. О.Г. Туровец, Хачатуров и многие
Вопросы для самопроверки
1. истоки практики
2. Приведите классификацию менеджмента.
3. Охарактеризуйте научного управления.
4. В чем административного подхода в жменте?
5. Дайте подходу в управлении с зрения человеческих
6. Охарактеризуйте подходы с зрения науки о по и количественных методов.
7. В чем подхода к управлению как к про
8. Раскройте сущность подхода к менедж
9. Изложите сущность подхода в менедж
10. Покажите особенности менеджмента.
ВНЕШНЯЯ И СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
меняются, а мы меняемся с ними.
Лотарь I, франков
Всякая даже перемена к
всегда сопряжена с
Ричард Хукер
Изучив тему 3, должен:
знать процессы в менеджменте,
проводить экономический состояния элементов и внутренней среды
владеть методами элементов рабочей
При изучении темы акцентировать внимание на ющих понятиях:
интеграционные в менеджменте, вертикальное и разделение управленческого критерии оценки внешней и внутренней предприятия.