ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК КАК ФОРМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.
|
|
В числе первых русских паломников – преподобный Антоний Киево-Печерский, получивший на Афоне благословение на создание Киево-Печерской Лавры. Письменное описание паломничества, которое имеет очень большое научное значение, оставил игумен Даниил. Его «Хождение в Святую Землю» является бесценным источником для изучения древнерусской литературы и истории паломничества. В XIX и начале XX века русское паломничество к святым местам достигло своего расцвета. Мы знаем, что этому во многом послужило создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а также и Императорского Православного Палестинского Общества. К сожалению, трагедия 1917 года разрушила всю эту замечательную паломническую структуру, позволявшую богомольцам любого социального положения посещать святые места, и само паломничество из России практически прекратилось. Только, начиная с конца 50-х годов, по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата вновь стали формироваться паломнические группы.
В наше время, когда повсеместно восстанавливаются храмы и монастыри, облагораживаются святые места, возрождаются паломнические службы, возвращается в жизнь древняя традиция русского народа – паломничество по святым местам. В наши дни эта традиция приобретает другую специфику. Раньше паломничества совершались: из любви к Богу, из желания приобщиться святости места, для укрепления в каком-либо предстоящем серьезном деле, чтобы найти свой путь в жизни. Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного, но очень благодатного подвига. Дети в семьях воспитывались с тем же восприятием паломничества.
|
|
Сейчас прежняя культура паломничества утрачена. Обстоятельства жизни и нравственно-духовный уровень людей тоже сильно изменились. Прежние трудности паломничества не могут выдержать не только дети, но и взрослые.
Под воздействием технического прогресса, экономических и социальных изменений поменялись и формы паломничества. Если раньше по большей части паломничества были пешие, многодневные, то теперь паломники используют различные виды транспорта (автобус, поезда и т.п.), что делает паломнические поездки менее продолжительными и менее трудными.
В старину паломники были желанными гостями в каждом доме. К ним относились как к «божьим людям», несущим в себе частичку благодати той обители, из которой они возвращались, и массу полученной в дороге информации – о народном благочестии, об укладе жизни в других отдаленных местностях и т.п.
В наше время при разработке программы данной деятельности существует многоуровневый подход. Поездки в храм по степени погружения участников экскурсии в духовный мир и культуру христианства условно можно разделить на экскурсионные, экскурсионно-паломнические и паломнические.
Основными общими задачами для всех трех форм являются следующие:
- способствовать закреплению и сбережению традиционных ценностных ориентиров и нравственных норм;
- расширить и обогатить образ малой Родины через приобщение к святыням Земли Омской и всей России;
- подвести к пониманию служения и любви к Родине, образа гражданского Отечества на примере жизненного подвига святых, живших на Омской Земле и наших заслуженных земляков;
- познакомить с особенностями природы края, чтобы помочь почувствовать уникальность святого места, включиться в его благоустройство, творческую и исследовательскую деятельность;
- способствовать воспитанию чувства причастности к своей национальной культуре, развитию творческого начала в каждом участнике, знакомя с ценностями христианской культуры, ремеслами края и мастерами – умельцами;
- познакомить с культурно-историческими традициями православной веры, пробудить к ним интерес и уважение при посещении действующего храма и монастыря;
- развитие мотивации участников к самосовершенствованию.
Содержание программы выстраивается на трех уровнях так, что категории каждого последующего уровня углубляются и расширяются знания и умения, полученные на предыдущем, переосмысляется и закрепляется социокультурный опыт, полученный на предыдущем уровне. Красной нитью во всех уровнях проводится мысль «Жизнь дана на добрые дела», участники учатся видеть в видимом – невидимое, во временном вечное.
Экскурсионные поездки могут предполагать проведение урока по ОРКСЭ, ОДНКНР, МХК, истории, краеведению, мероприятие по внеурочной деятельности, занятие, организованное учреждением дополнительного образования, культуры, например библиотекой и др. Экскурсии имеют своей целью знакомство участников с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными, музыкальными, духовными, нравственными традициями России. Помимо познавательных задач в экскурсии ставятся и воспитательные, и развивающие.
Экскурсионно-паломнические поездки проводятся с более подготовленной аудиторией. Когда и педагоги, и родители, и дети в некоторой степени уже приобщились к православной культуре, посещали ранее храм и у них постепенно возникает потребность более глубокого погружения в мир святынь, знакомства с живым преданием Церкви, с благодатью и людьми – носителями благодати. В этой форме к экскурсионным добавляются новые формы – предложить подать в храме записку «О здравии», «О упокоении», предоставить возможность самим поставить в храме свечи и т.п.
|
|
Полноценные паломнические поездки возможны для верующих участников или желающих приобщиться к православной вере. Паломники принимают участие в церковных службах и таинствах, благоговейно относятся и поклоняются православным святыням, учатся прибегать в своих нуждах к молитвам, обращаться в них к Богу, святым, погружаются в святые источники и т.п.
В связи с постановкой воспитательной цели перед педагогами – организаторами паломничества детей по святым местам, встают следующие задачи: как паломничество сделать интересным и адекватным для восприятия современных детей.
Существует множество различных методических и прочих разработок по проведению экскурсионных и паломнических поездок. Приходится констатировать, что многие вопросы экскурсионно-паломнической работы ещё требуют глубокого теоретического исследования и методической проработки. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности, инициативы учащихся-экскурсантов и, как итог, укрепления в детях личного благочестия и благоговения к святыне.
Описание полноценной подготовки и проведения экскурсии и паломнических поездок мы представим в следующих пособиях, а здесь мы приведем только краткие рекомендации для организаторов.
При подготовке экскурсии в храм, монастырь следует:
1. Определиться с целями и задачами поездки, выбором маршрута, обращением в паломническую службу и т.п.
2. Учитывать возрастные особенности детей и степень их воцерковления.
3. Обратить особое внимание на личностные качества руководителя поездки, взрослых участников, родителей как пример опыта благочестия значимого авторитетного взрослого.
|
|
4. Привести в соответствие процесс организации экскурсионно-паломнических поездок с целями и содержанием данной поездки (организационно-техническая сторона).
5. Соотнести подбор материала для паломнических бесед, мероприятия, проводимые в поездке, досуг с духом и смыслом экскурсии или паломнической поездки.