Как всё это происходило?

Практическая работа по теме: «Особенности организации самоуправления в детском коллективе» на 7.05 для 103 группы

Для выполнения работы можно воспользоваться презентацией «Педагогическая ситуация», где дан алгоритм решения задачи.

1. Прочитайте ситуацию.

С наступлением весны прибавилось работы на школьном дворе: убрать территорию, вскопать клумбы, посадить цветы и т.д. Вся территория была разбита на участки и закреплена за классами.

Классный руководитель 4-го класса выводил свою «команду», и все дружно работали. Вернее, не он выводил, а староста класса, которого шутя называли командиром. Классный руководитель шел сзади с лопатой, шутил с ребятами и ждал от командира указаний, где и что делать. Во время работы он шутил и поглядывал на работу ребят.

В какой-то момент командир подошел к троим ребятам и стал отчитывать их за недобросовестную работу. Он обратился к учителю

- Скажите им, пусть переделают.

- А я тут при чем? Ты командуй, не выполнят – после будут работать.

2. Опишите предложенную ситуацию.

3.Определите проблему в контексте педагогического процесса.

4.Выявите причины проблемы, на основе анализа ситуации и конкретных условий сформулируйте педагогическую задачу.

5.Сформулируйте педагогическую задачу.

6.Сформулируйте способы решения ситуации.

7. Разработайте рекомендации для классного руководителя по организации самоуправления в классе (Для выполнения этого пункта задания можно воспользоваться статьей об опыте организации самоуправления в начальной школе в приложении 1).

Критерии оценивания

«5» - все этапы практической работы выполнены в полном объеме;

«4» - все этапы практической работы присутствуют, но раскрыты не полностью;

«3» - не все этапы практической работы выполнены.

Приложение1.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

 

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую семейку входит 6-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.

2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

 

Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели.  При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

 -   Определяет основные направления классной жизни.

 - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

 -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

-    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.

 

Как всё это происходило?

  Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.

На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:

 

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня: «Если друг не смеётся…»

Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. 

Составляющие классного уголка Содержание
Название классного коллектива «Ты + я = школьная семья» «Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)
Девиз «Нам дружба учиться и жить помогает»
Песня «Если друг не смеётся…»
Памятка друзей  (о вежливости, о взаимоотношениях)
Названия групп- семеек, эмблемы «Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»
Экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!» личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе
Сменные обязанности «Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»
Актив класса Командир класса + командиры семеек
Наши достижения Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

 Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.

Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.

  Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.

Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса.  Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.

Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.

- ЗАКОНЫ КЛАССА

- БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ

- УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ

- ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ

- ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ

- ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ

- ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ

- ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ

- ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ

- БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ

- НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ

 

На основе законов школьной жизни была создана

 

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  • Не дерись - это очень стыдно.
  • Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  • Не ябедничай - доносчику первый кнут.
  • Будь добрым и щедрым на помощь.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

  Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.

У нас традиционными стали:

  • День рождения классного коллектива;
  • Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
  • Туристические походы;
  • День матери и совместные мастер – классы
  • Новогодний огонек
  • 23 февраля (готовят девочки и мамы)
  • 8 марта (готовят мальчики и папы)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: