Ассортимент лекарственных средств безрецептурного отпуска

 

Ознакомилась с ассортиментом ЛС безрецептурного отпуска

Производила синомимические замены ЛС

Проводила консультации покупателям

Проводила работу с дефектурой

Работала с информационными компьютерными программами

Работала с информационно-справочной литературой

БРО — форма лекарственного обслуживания населения, характеризующаяся тем, что решение о выборе конкретного ЛС, о необходимости его приобретения и применения принимает потребитель (пациент) без участия промежуточного потребителя (врача).

ЛС БРО — это средства, состав и действие которых при применении в терапевтических дозах, указанных на упаковке и в инструкции по применению, доступной для понимания и соблюдаемой пациентом, не вызывают риска развития осложнений и (или) побочных действий.

Рациональность и безопасность применения ЛС БРО обеспечиваются государством, фармацевтическими и медицинскими работниками и самим потребителем ЛС.

Ключевым элементом системы БРО являются регулируемые государством объем и структура ЛС БРО.

В настоящее время приказ, регламентирующий перечень препаратов безрецептурного отпуска в РФ отсутствует.

При отпуске ЛС по рецепту или без рецепта необходимо руководствоваться надписью на вторичной упаковке и инструкцией по применению.

Групповая структура ЛС БРО.

Без рецепта врача отпускаются некоторые обезболивающие, желудочные, противокашлевые, противоревматические, противопростудные, жаропонижающие, противомикробные, антисептические, дезинфицирующие, успокоительные, витамины, БАДы, лекарственные травы, мази, суппозитории.

Нельзя отпускать без рецепта ЛС для инъекций и инфузий.

Другие товары БРО:

- предметы медицинского назначения и ухода за больными;

- предметы санитарии и гигиены;

- БАДы, лечебное питание;

- детское питание;

- минеральные воды;

- лечебная косметика

Для реализации препаратов БРО может быть создан специальный отдел.

Функции отдела БРО:

- систематический контроль и пополнение товарных запасов;

- организация хранения товаров;

- ценообразование;

- эффективная реализация товаров аптечного ассортимента;

- обучение потребителей способам применения ЛС, использования медицинских изделий.

Данный отдел организуется на территории торгового зала, оборудование его должно соответствовать утвержденным нормам технического оснащения. Возможно использовать витрины для выкладки ЛС, поскольку реклама безрецептурных средств разрешена.

Рабочее место фармацевта должно быть оборудовано столом-прилавком и секционными шкафами для хранения ЛС. В сотах и шкафах — секционные ящики. Все оборудование и внешнее оформление должно соответствовать требованиям технической эстетики и быть удобным для работы

При размещении товаров в отделе следует придерживаться систематизации товаров. ЛС для внутреннего и наружного применения хранят отдельно. Внутри этих групп ЛС располагают по фармакологическим группам.

Обязанности фармацевта по БРО:

При БРО ЛС именно от фармацевта зависит правильный и обоснованный выбор препарата пациентом. Поэтому необходимо расспросить пациента о

симптомах или недомоганиях, о том кому требуется ЛС: старику, ребенку, беременной женщине или работающему практически здоровому человеку средних лет — с этого начинается работа с пациентом по рациональному выбору ЛС.

Фарм работник должен знать свою роль в системе самопомощи, знать правовые и этические критерии поведения с потребителем, знать объем информации которая обязательно должна предоставляться пациенту при приобретении им ЛС БРО, уметь разделять случаи фармацевтической и врачебной компетенции, знать взаимодействие ЛС, пищевых добавок, БАДов, обучать рациональному расходу ЛС, принципам разумного самолечения.

Определение ВОЗ:

«Самостоятельное лечение предусматривает использование потребителем ЛС, которые позволяют устранить проявления самостоятельно определенных заболеваний или нарушений здоровья.»

Согласно российским ученым: самолечение — это использование ЛС потребителем для устранения нарушений или симптомов ухудшения самочувствия, распознанных им самим.

Самолечение — разумное применение самим пациентом ЛС, находящихся в свободной продаже (БРО) с целью профилактики или лечения легкого расстройства здоровья до оказания медицинской помощи.

Ознакомилась

1. С правилами работы на кассовом аппарате, с ведением журнала кассира- операциониста, определением кассовой выручки.

2. Заполнение и оформление кассовой ленты. Составление акта снятия кассы при ревизии кассы.

3. Составление кассового отчета за день

Контрольно-кассовая машина (ККМ)- это счетно-суммирующее, вычислительное и чекопечатающее устройство, являющееся инструментом контроля со стороны государства за налого- денежным оборотом. Организации, применяющие ККТ обязаны при осуществлении наличных или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты выдавать покупателям отпечатанные кассовые чеки (Закон №54-ФЗ)

При работе с ККМ в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая лента, которая оформляется на начало и конец дня, с указанием числа, времени, начала работы. Аптеки проводят налично-денежные операции. Введение кассовой операции поручается кассиру или фармацевту. Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых ценностей.

Контрольно- кассовые машины должны быть с фискальной памятью и средствами визуального контроля.

ККМ должна быть поставлена на сервисное, техническое обслуживание и ремонт в фирме, имеющей лицензию, а также должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. днем регистрации считается день ввода пароля, в этот же день в налоговой инспекции на данный кассовый аппарат заводиться журнал кассира-операциониста для учета поступающей выручки в аптеке, который является документом строгой отчетности.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, имеется печать налоговый инспекции на последней странице, а также на последней странице скреплен подписью и печатью организации. Данный журнал является накопительным документом. А первичным документом является чек. В чеке отражаются название аптеки, дата, ИНН, наименование товара, стоимость, сумма скидки, итог, время и номер чека, ФИО кассира.

Требования к ККТ, используемой организациями порядок и условия ее регистрации применения определяются Правительством РФ. При этом ККТ, применяемая организациями должна:

- зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика

- исправна, опломбирована в установленном порядке

-иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме

Кассир после окончания смены, подготавливает свою выручку, т.е. раскладывает наличные деньги по купюрам, а монеты по их достоинству, к сдаче старшему кассиру. Старший или главный кассир в присутствии кассира - операциониста снимает показания счетчиков ККМ на конец смены и выводит Z-отчет

Учет движения денежных средств в аптеке.

Должностные обязанности кассира-операциониста. Инкассация. Правила ведения расчетно-кассовых операций с населением. Отчетные документы.

Ведение кассовых операций.

1. Приходные кассовые операции.

2. Расходные кассовые операции

Расчеты аптечного предприятия с юридическими и физическими лицами возможны двумя путями:

1. За безналичный расчет, через контрольно-кассовые аппараты

2. Безналичный расчет через банк на расчетный счет предприятия.

Порядок денежных расчетов с населением регламентируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Все кассовые операции деляться на два вида:

1. Приходные, которые могут оформляться приходными кассовыми ордерами.

2. Расходные операции – оформляются расходными кассовыми ордерами.

Приходные кассовые операции

1. поступление в кассу выручки от реализации аптечных товаров (приходный кассовый ордер)

2. возврат в кассу подотчетными лицами неиспользованных сумм (по авансовому отчету)

Расходные кассовые операции

1. Сдача выручки

2. Выплата зарплаты (по расчетно-платежной ведомости)

3. Выдача денег под отчет (расходный кассовый ордер)

Оформление приходных кассовых операций

1. Поступление в кассу выручки от реализации аптечных товаров

Аптеки проводят налично-денежные операции. Ведение кассовых операций поручается кассиру или фармацевту. Кассир несет мат. ответственность за сохранность всех принятых ценностей.

Прием наличных денег за проданный товар осуществляется через контрольно-кассовую машину (ККМ).

Аптечные предприятия обязаны:

- зарегистрировать контрольно-кассовую машину (ККМ) в гос.налоговой инспекции (ГНИ)

- использовать исправные контрольно-кассовые машины

- выдавать покупателю отпечатанный чек

- обеспечивать беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам работников гос.налоговой инспекции и центра технического

обслуживания (ЦТО)

Допускается использование моделей контрольно-кассовых машин, внесенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Информацию об этих моделях можно узнать в налоговых органах или в центре технического обслуживания (ЦТО).

Контрольно-кассовые машины должны быть с фискальной памятью (пароль налоговой инспекции на контрольные суммирующие счетчики) и средствами визуального контроля.

(Средства визуального контроля представляют объемные голограммы со словами «Гос.реестр» и год реализации контрольно-кассовых машин и голограмма центра технического обслуживания (ЦТО) «Сервисное обслуживание» с указанием года, в котором касса поставлена на техническое обслуживание в ЦТО. Голограммы размещаются на стороне контрольно-кассовой машины, обращенной к покупателю).

Эксплуатация контрольно-кассовой машины без средств визуального контроля не допускается.

Контрольно-кассовая машина должна быть поставлена на сервисное, техническое обслуживание и ремонт в фирме, имеющей лицензию, а также должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции; днем регистрации считается день ввода пароля, в этот же день в налоговой инспекции на данный кассовый аппарат заводится (книга) журнал кассира-операциониста форма КМ-3 (Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций").

Страницы журнала прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера аптеки и печатью.

В книге указывается:

1. заводской № контрольно-кассовой машины

2. показания счетчиков на начало рабочего дня

3. показания счетчиков на конец рабочего дня

4. выручка аптеки за день (смену)

5. сдано директору (в банк)

6. остаток на конец рабочего дня

Записи в книге производятся в хронологическом порядке в начале и в конце дня, без помарок. Исправления оговариваются и заверяются подписями кассира-операциониста, директора аптеки и главного бухгалтера.

Работа фармацевта (кассира) в течении смены (рабочего дня).

К работе на кассовом аппарате допускаются лица освоившие правила эксплуатации контрольно-кассовой машины в объеме технического минимума и изучившие типовые правила эксплуатации контрольно-кассовой машины.

С лицами, допущенными к работе заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Администратор вместе с кассиром обязан снять показания счетчика кассового аппарата на начало смены и сделать запись в книге кассира-операциониста, подтвердить показания подписями.

Оформить начало контрольной ленты, указав на ней:

- тип и заводской номер ККМ

- дату и время начало работы

- показания счетчиков

- подписи кассира и администратора

Проверить и при необходимости заправить чековую, контрольную ленты; проверить дату, напечатать 2-3 чека без обозначения суммы (нулевые) с целью проверки четкости реквизитов.

Обязанности кассира

1. Обеспечить тщательный уход за ККМ, содержать ее в чистоте и порядке.

2. Каждому покупателю определить общую сумму покупки по показаниям индикатора кассовой машины.

3. Получить от покупателя деньги за товар.

4. Четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя.

5. Напечатать чек.

6. Назвать сумму сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком.

7. Только после окончательного расчета с покупателем кассир убирает полученные от покупателя деньги в денежный ящик кассового аппарата.

В случае ошибки кассира необходимо составить и оформить совместно с администрацией:

· акт ревизии кассы

· акт о возврате денежных сумм покупателю, погасить чек, наклеить на лист бумаги и приложить к акту.

Кассир не имеет права:

- снимать кассу без разрешения администрации

- не выдавать кассовый чек покупателю

- покидать кассовую зону, не закрыв ящик с деньгами на ключ. Все ключи от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира.

- иметь в кассе личных денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).

В конце рабочего дня, смены процедура снятия показания счетчиков повторяется.

Представитель администрации подписывает книгу кассира-операциониста и конец контрольной ленты, указав на ней тип и № машины, показания счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы.

Использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии предприятия в течение 15 дней после подписания результатов последней инвентаризации, а в случае недостачи – до окончания рассмотрения дела.

Предприятия могут оставлять в кассе наличные деньги в пределах лимитов,

установленных банком по согласованию с директором предприятия и при необходимости могут быть пересмотрены.

Выручка мелкорозничной аптечной сети

Периодичность сдачи выручки за реализацию товара через мелко-розничную аптечную сеть устанавливается администрацией аптеки.

Лицу, сдавшему выручку выдается квитанция и приходному кассовому ордеру. Квитанция имеет одинаковый порядковый № с ордером и дату составления, в ней указывается сданная сумма, подписи сдавшего и получившего выручку.

Возврат в кассу подотчетными лицами неиспользованных сумм.

В случае не использования полностью подотчетных сумм, выданных из кассы на приобретение товаров на хоз.нужды, на канцелярские расходы, командировочные и т.д. их возвращают в кассу аптеки, при этом оформляется приходный кассовый ордер.

К ордеру прикладываются денежные документы подтверждающие расход:

- чеки

- товарные чеки

- проездные билеты и т.д.

Поступление денег на заработную плату.

Может осуществляться двумя способами:

1. При выплате заработной платы по банковским картам составляется платежное поручение на общую сумму, его подписывает директор предприятия, главный бухгалтер и ставят печать аптеки.

К платежному поручению прикладывают писки сотрудников с перечисленными суммами по каждому сотруднику за подписью главного бухгалтера, директора и печатью аптеки.

2. При выдаче заработной платы через кассу выписывают чек на общую сумму заработной платы сотрудников и заявку на получение денег в 2х экземплярах за подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью аптеки.

Оформление расходных кассовых операций.

I. Сдача выручки

Выручка аптеки регулярно сдается в банк

Одним из способов сдачи выручки является инкассация. Она может проводиться как ежедневно, так и по вызову. Вызвать инкассатора нужно заранее утром или вечером, время сдачи выручки оговаривается с точностью до 1-1,5 часов.

С банком заключается договор инкассации. Банк предоставляет аптеке сумку для денег. Сумку пломбируют. Оттиск пломбы содержит номер или сокращенное название организации. Образцы оттиска пломбиратора заверенные печатью аптеки и подписями первых лиц (директор, бухгалтер) передают в банк, где их заверяют пломбиратором руководителя инкассации. Один экземпляр возвращается в аптеку, а другой в кассовое подразделение банка.

При подготовке сумки для сдачи выручки кассир составляет препроводительную ведомость в 3х экземплярах.

Один экземпляр передается инкассатору, второй вкладывается в сумку, а третий с пометкой о приеме сумки остается у кассира.

В препроводительной ведомости указывают сумму наличности и кол-во купюр каждого достоинства, кроме того кассир заполняет явочную карточку, которая оформляется ежемесячно. В ней фиксируют общую сумму ежедневной выручки и номера сданной и полученной сумок. На сумке не должно быть порезов, дыр, а не шпагате, которым она завязана узлов. При получении сумки с деньгами инкассатор сверяет номер пломбы на ней с заверенным образцом, а затем он выдает пустую сумку кассиру для следующей инкассации.

Другими способами сдачи выручки могут быть:

- в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк (расходный кассовый ордер)

- предприятиями связи для перечисления на счет в банк на основе заключенных договоров подтверждается квитанцией к почтовому переводу.

- в кассу банка, оформляется расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, сдавшему выручку отдается квитанция от объявления.

2. Выплата заработной платы

Оплата труда осуществляется по расчетно-платежной ведомости, подписанной директором аптеки и гл.бухгалтером.

3. Выдача денег подотчет на командировочные расходы и другие расходы

Выдача денег подотчет на командировочные расходы и другие расходы производится при оформлении расходного кассового ордера.

В нем указывается:

- выданная сумма

- основание для выдачи

- паспортные данные получившего денежную сумму

Расходный документ визирует директор аптеки, гл.бухгалтер, кассир, выдавший деньги и ставится подпись получателя суммы.

Кассовая книга.

В аптечных учреждениях все поступления и выдача наличных денег учитываются в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована, концы шнура выведены под печать аптеки. Количество листов в книге заверяется подписями руководителя аптеки и бухгалтера. Записи в книге ведутся в двух экземплярах под копирку шариковой ручкой, без исправлений. И первый и второй экземпляр нумеруются одним номером. Первый экземпляр остается в книге, второй отрывается и служит отчетом ст. кассира. В конце рабочего дня ст. кассир подчитывает итоги операций за день, определяет остаток денег в кассе на следующий день и передает в бухгалтерию второй отрывной лист со всеми приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Касса за ____________, лист № _______

От кого получено или кем выдано Приход Расход

Указываются все приходные и расходные

операции задень по всей аптеке

Итого за день

Остаток на конец дня Х

Кассир ____________(подпись с расшифровкой)

Записи в книге проверил и документы в количестве ____ приходных и ____расходных получил.

Бухгалтер_________(подпись с расшифровкой)

На первое число каждого месяца составляется «Реестр движения денежных средств и инкассации выручки».

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке:

1. К ведению кассовых операций не должны допускаться лица, привлекавшийся к уголовной ответственности, страдающие хроническими психическими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками.

2. Нельзя разглашать маршрут транспортировки денег, нельзя следовать пешком, попутным или общественным транспортом.

 

Заключение

 

В результате прохождения практики на ООО «Новая Аптека» значительно расширила профессиональные навыки, необходимые специалисту фармацевту:

- Ознакомилась с должностной инструкцией фармацевта, изучила организацию и оснащение его рабочего места: кассовая зона (оборудование и оснащение для первостольника).

- Изучила организацию товарного обеспечения аптеки и товарного ассортимента. Проследила условия и правила поступления и хранения товаров.

-Изучала законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, по вопросам, имеющим отношение к деятельности подразделения.

-Ознакомилась с организацией работы отдела запасов: принципы хранения лекарств с учетом токсилогических и фармакологических групп в зависимости от физико – химических свойств, способа применения, характера различных лекарственных форм..

-Проводила консультацию покупателям.

-Производила выкладку товара и оформление витрин.

-Ознакомилась с ассортиментом ЛС безрецептурного и рецептурного отпуска.

-Произвела приемочный контроль

-Принимала участие в приемке товара по количеству и качеству: проверяла соответствие количества товара по накладным, проверяла качество товара: серии, сроки годности, товарный вид.

-Разбирала товар по местам хранения.

-Принимала участие в оформлении витрин после приемки товара (проверка соответствия цен по реестру).

-Участвовала в выборочной инвентаризации, в переоценке товара с истекающим сроком годности, а также работала с товаром, имеющим ограниченный срок годности, проверяла его по списку, подготавливала для возврата в отдел возврата и списания.

Список литературы

 

Основные источники:

1. Е.В. Михеева Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 7-е изд., стер. - ("Среднее профессиональное образование - Общепрофессиональные дисциплины") (ГРИФ), 2009

2. Е.В. Михеева, О.И. Титова, Информатика. Учебник для среднего профессионального образования, Издательский центр "Академия", 2007

3. Е.В. Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности (ГРИФ), Проспект, 2010

4. Т.В. Козлова, Правовое обеспечение профессиональной деятельности; учебное пособие для студентов медицинских колледжей, М.: ГЭОТАР, 2009

Дополнительные источники:

1. Управление и экономика фармации; учебник под ред. В.Л.Багировой, - М.: Медицина, 2008 г.

2. Управление и экономика фармации; учебник под ред. Е.Е.Лоскутовой, - М.: Академия, 2010 г.

3. Нормативные акты: Федеральные законы, приказы, инструкции, письма, распоряжения, рекомендации и др. Правительства России, Министерства Здравоохранения и социального развития.

4. Кодексы: гражданский, об административных правонарушениях, трудовой, уголовный в современной редакции с изменениями и дополнениями.

5. Справочные правовые системы (Консультант +, Гарант).

6. Периодические издания (Новая аптека, Экономический вестник фармации, Фармацевтический вестник).

Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:

1. www.consultant.ru

2. www.garant.ru

3. www.minzdravsoc.ru

4. www.roszdravnadzor.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: