Тема 4. 4. Мировая практика государственного регулирования экономики

 

Межгосударствениое регулирование - высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей [субъектов федерации, региональных и локальных образований), межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно- правовыми] и косвенными [экономическими] методами.

Большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отражения, имеет опыт российских реформ начала 1990-х гг. Опыт, к сожалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то время не имела (и не могла иметь) теории перехода от командно- административной системы к рыночной. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического

кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались развитой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма.

 

Моделям государственного регулирования свойственна циклическая

взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования, будь то национальный или межгосударственный уровень.

 

Поэтому, исходя из сложившегося распределения используемых регуляторов между уровнями, а также с учетом циклической взаимозаменяемости моделей государственного регулирования, мы предполагаем. Что на уровне государственного регулирования национальных экономик можно ожидать возврата к кейпсиапским, преимущественно финансовым методам регулирования.

 

Вывод:

 

1. Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.

 

2. Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца.

 

3. Социальная защищенность— это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека, Социальная защита — это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.

 

4. Решающая роль по осуществлению мер социальной защиты принадлежит государству.

 

5. Государственное регулирование экономики представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции) Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор админнстративно- правовых и экономических средств (инструментов).

 

6. Научная дискуссия о роли государства в экономике ведется с давних пор. Основными экономическими школами, исследующим данную проблематику, являются кейнсианская и неоклассическая.

 

7. Задача государства, по мнению неоклассиков, заключается в поддержании постоянного темпа роста денежного предложения в соответствии с монетарным правилом и обеспечении стабильности цен. Такой тип экономической политики называют пассивной.

 

8. Экономическая политика, которая реагирует как на текущее, так и прогнозируемое состояние экономики, называется активной. Кейнсианцы, отрицающие стабильность общественного экономического развития, придерживаются активной экономической политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: