Межгосударствениое регулирование - высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей [субъектов федерации, региональных и локальных образований), межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно- правовыми] и косвенными [экономическими] методами.
Большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отражения, имеет опыт российских реформ начала 1990-х гг. Опыт, к сожалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то время не имела (и не могла иметь) теории перехода от командно- административной системы к рыночной. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического
кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались развитой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма.
|
|
Моделям государственного регулирования свойственна циклическая
взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования, будь то национальный или межгосударственный уровень.
Поэтому, исходя из сложившегося распределения используемых регуляторов между уровнями, а также с учетом циклической взаимозаменяемости моделей государственного регулирования, мы предполагаем. Что на уровне государственного регулирования национальных экономик можно ожидать возврата к кейпсиапским, преимущественно финансовым методам регулирования.
Вывод:
1. Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.
2. Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца.
3. Социальная защищенность— это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека, Социальная защита — это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод.
4. Решающая роль по осуществлению мер социальной защиты принадлежит государству.
5. Государственное регулирование экономики представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции) Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор админнстративно- правовых и экономических средств (инструментов).
|
|
6. Научная дискуссия о роли государства в экономике ведется с давних пор. Основными экономическими школами, исследующим данную проблематику, являются кейнсианская и неоклассическая.
7. Задача государства, по мнению неоклассиков, заключается в поддержании постоянного темпа роста денежного предложения в соответствии с монетарным правилом и обеспечении стабильности цен. Такой тип экономической политики называют пассивной.
8. Экономическая политика, которая реагирует как на текущее, так и прогнозируемое состояние экономики, называется активной. Кейнсианцы, отрицающие стабильность общественного экономического развития, придерживаются активной экономической политики.