Лекция 1. 2. Потребности: понятие и классификация

 по различным признакам. Законы возвышения и насыщения потребностей

Конечной целью любого производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти.

 Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными. По степени неотложности потребности можно классифициро­вать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития.

В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.). Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые).

В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

 Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу.

Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

- базисные – голод, жажда, сон, жилище;

- гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

- социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

- оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

- в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.

Потребности обладают свойствами безграничности и историчности. В процессе удовлетворения потребностей происходит формирование новых потребностей, как в количественном, так и в качественном отношении.

К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объективный процесс законом возвышения потребностей. Экономисты отмечают и другой закон – закон насыщения потребностей. Суть его в том, что, испытывая одновременно ряд потребностей, человек с наибольшей интенсивностью используют первую часть какого-либо товара, с каждым последующим разом его желание убывает, пока не достигается точка насыщения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: