по различным признакам. Законы возвышения и насыщения потребностей
Конечной целью любого производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти.
Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными. По степени неотложности потребности можно классифицировать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития.
В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.). Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые).
В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).
|
|
Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу.
Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:
- базисные – голод, жажда, сон, жилище;
- гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;
- социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;
- оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;
- в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.
Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.
Потребности обладают свойствами безграничности и историчности. В процессе удовлетворения потребностей происходит формирование новых потребностей, как в количественном, так и в качественном отношении.
К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объективный процесс законом возвышения потребностей. Экономисты отмечают и другой закон – закон насыщения потребностей. Суть его в том, что, испытывая одновременно ряд потребностей, человек с наибольшей интенсивностью используют первую часть какого-либо товара, с каждым последующим разом его желание убывает, пока не достигается точка насыщения.