изменения спроса
Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям.
Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма.
Спрос — это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.
Величина (объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.
Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос - это спрос конкретного потребителя на данный товар.
Рыночный (отраслевой) спрос - спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей на данный товар при любой цене.
|
|
Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг, которое потребители, предприятия и правительство (государство) готовы купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени.
Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут приобрести в данное время в зависимости от изменения цены блага.
Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса (рис.1), все точки которой показывают объем спроса (Q) и соответствующую ему цену (P).
Кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену.
Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости.
К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена».
|
|
На динамику спроса оказывают воздействие следующие неценовые факторы спроса:
- доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;
- цены на товары-заменители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя);
- половая и возвратная структура населения;
- налоги на доходы потребителей;
- экономическая политика государства;
- инфляционные ожидания;
- предпочтение одного товара другому под воздействием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот.
Необходимо различать понятия "изменение величины спроса" и "изменения в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике кривой спроса идет от одной точки к другой. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо, если он растет, или влево, если он падает (рис.2).