По результатам анкетного опроса тренеров было выявлено, что наиболее благоприятный возраст для совершенствования базовой специальной двигательной подготовки является 9 -11 лет, так считают 66% тренеров, а 18% отметили, что необходимо осуществлять такую подготовку с 6 – 8 лет. Остальные респонденты (6%) отметили, что наиболее эффективной такая подготовка будет в 12 -14 лет (рис 3.1).
Большинство респондентов (51 %) отметили, что эффективней всего будет начинать базовую специально –двигательную подготовку в групповых упражнениях с освоения движений с мячом. В то же время, 50 % тренеров отдали предпочтение скакалке. Обруч, как основной и первый предмет для обучения базовой специально-двигательной подготовки, тренеры определили на третью позицию, соответственно – 19 %. Ни один из респондентов не считает, что базовое обучение в групповых упражнениях следует начинать с булав или ленты. Эти предметы являются сложными для первоначального обучения (рис. 3.2).
Рис.3.1. Наиболее благоприятный возраст спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях художественной гимнастики, для совершенствования базовой специально-двигательной подготовки (п = 30)
Рис. 3.2. Предметы, с которых необходимо начинать базовую специально-двигательную подготовку в групповых упражнениях (п = 30)
Анализ результатов анкетного опроса позволил установить, что большинство респондентов (87%) считают необходимым спортсменкам специализироваться в двух видах программы художественной гимнастики: в личном первенстве и групповых упражнениях. А 13 % тренеров отметили, что узкая специализация в групповых упражнениях будет более эффективна для достижения результата (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Целесообразность специализации спортсменок в одном или нескольких видах программы по художественной гимнастике (п = 30)
Одним из наиболее значимых видов подготовки в групповых упражнениях респонденты считают специальную физическую подготовку. Второй по значимости является техническая подготовка спортсменок. Физическую подготовку спортсменок, тренеры отнесли на третью позицию. Наименее значимыми являются композиционно – исполнительская (8 позиция), интегральная (9 позиция) и идеомоторная подготовка спортсменок (10 позиция) (табл. 3.1.).
Таблица 3.1.
Значимость видов подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастике (п = 30)
Виды подготовки | ∑ | Ранг |
Хореографическая | 138 | 5 |
Музыкально-двигательная | 136 | 4 |
Специально-физическая | 106 | 1 |
Общая физическая | 111 | 3 |
Тактическая | 171 | 6 |
Техническая | 107 | 2 |
Идеомоторная | 231 | 10 |
Психологическая | 190 | 7 |
Композиционно-исполнительская | 192 | 8 |
Интегральная | 211 | 9 |
Согласно классификационной программе по художественной гимнастике, в данное время, спортсменки должны осваивать групповые упражнения с предметами уже с 9 лет (II юн. Разряд). Но респонденты имеют сове мнение по данному вопросу. Большинство тренеров (30%) считают, что обучать групповым упражнениям с предметами необходимо с 8 лет. По 26% и 23% респондентов отметили, что возраст гимнасток должен быть 9 и 10 лет. Обучение групповым упражнениям с предметами необходимо начинать с 12 лет, считают 16% тренеров (рис. 3.4).
Одним из наиболее значимым компонентом отбора гимнасток в команду, респонденты считают физическую подготовку. Второй по значимости является техническая подготовка. На третью позицию респонденты отнесли антропометрические данные спортсменок. Психологическую подготовку отнесли на четвертую позицию. Наименее значимым компонентом отбора гимнасток в команду тренеры считают по типу темперамента.(5 место) (таб. 3.2).
Рис. 3.4. Наиболее оптимальный возраст спортсменок для специализации в групповых упражнениях и начала обучения им (п = 30)
Таблица 3.2
Значимости компонентов отбора гимнасток в команду юный гимнаст (п = 30)
Виды компонентов | ∑ | Ранг |
психологическая | 108 | 4 |
техническая | 58 | 2 |
физическая | 55 | 1 |
Антропометрические данные | 97 | 3 |
По типу темперамента | 121 | 5 |
Таким образом,
25