Прежде чем переходить к описанию данной группы признаков следует остановиться на некоторых понятиях морфологии, которые будут использованы в дальнейшем исследовании.
4.3.2.1. Основные понятия морфологии.
Морфология (гр. morphe – форма + logos – учение) – это грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.
Объектом рассмотрения в морфологии являются отдельные слова, но, в отличие от лексикологии, исследующей лексическое значение слова (его содержание, т.е. устанавливаемую нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуком), функционально-стилистические свойства слова, его употребляемость, морфология изучает грамматические свойства слова. Например, в слове “земля” лексикологию интересует то, что оно общеславянское по происхождению, что оно многозначно, входит в ряд устойчивых сочетаний. Морфология же устанавливает, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, женского рода, способно изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.
|
|
В любом знаменательном слове совмещаются два значения – лексическое и грамматическое. Носителем лексического значения являются слова. Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или к другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т.д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, существительное “страна” имеет значение женского рода, именительного падежа, единственного числа; глагол “читал” содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, несовершенного вида.
Грамматические значения находят в языке своё морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются, в основном, формой слова. Грамматические значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении, ср.: “Трамвай ушел в депо” – “трамвай вышел из депо” (значение винительного падежа несклоняемого слова “депо” в первом предложении и родительного – во втором создаются разными связями этого слова с другими словами).
Под термином “ грамматические категории ” понимается совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т.д. Категория рода выявляется, например, в слове “окно” тем, что это существительное имеет значение среднего рода; категория наклонения в слове “читай” обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматическое значение повелительного наклонения. Таким образом, грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному.
|
|
При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове “беру” окончание “у” указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное). Выразителем значения совершенного вида у глагола “сделать” служит приставка “с”. Материальное выражение грамматических значений (грамматический способ их выражения) теснейшим образом связано с самими значениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения, или, иными словами, соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.
Частями речи называются основные лексико - грамматические разряды (классы), по которым распределяются слова языка исходя из следующих признаков:
1. семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.);
2. морфологического (морфологические категории слова);
3. синтаксического (синтаксические функции слова).
В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные. В особые группы выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.
Самостоятельные (или знаменательные) частиречи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.
К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния.
Служебные части речи лишены количественной (назывной) функции. Они проявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также при передаче смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной действительности.
Междометия также лишены функций называния. Они являются выразителями определённых чувств ("ох! чу! фу! увы!" и др.) и волеизъявлений ("вон! стоп!" и т.д.).
Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков ("ку-ку, му-му, дин-дин"). Таким образом, основными понятиями морфологии (которые были охарактеризованы в этом разделе) являются следующие: “морфология”, “грамматическое значение”, “грамматическая категория”, “грамматическая форма”, “служебные и самостоятельные части речи”. Выделение морфологических признаков письменной речи происходит в результате анализа тех языковых структур, которые определяются вышеперечисленными понятиями.
Ниже приводятся те морфологические признаки, которые свойственны письменной речи мужчин и женщин (выделены при обработке экспериментального массива образцов письменной речи мужчин и женщин – около 1000 текстов).
4.3.2.2. Морфологические признаки, характерные для письменной речи мужчины:
|
|
1. частое употребление глаголов в действительном залоге;
2. преобладание существительных и прилагательных мужского рода;
3. преобладание притяжательных местоимений первого или второго лица единственного числа;
4. частое использование переходных глаголов;
5. частое употребление глаголов в повелительном наклонении;
6. частое использование обстоятельственных наречий, которые являются выразителями временных, пространственных, причинных, целевых обстоятельств;
7. использование преимущественно производных наречий, предлогов;
8. преобладание в тексте подчинительных союзов;
9. частое употребление модальных слов, с помощью которых автор оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности;
10. частое использование глаголов, относящихся к продуктивным классам.
Из числа вышеперечисленных морфологических признаков письменной речи мужчины к высокоинформативным относятся: №№ 1-3, 5, 10; к среднеинформативным – №№ 4, 6, 9; к низкоинформативным – №№7,8.
4.3.2.3. Морфологические признаки, характерные для письменной речи женщины:
1. преобладание ругательств – существительных;
2. частое употребление глаголов в страдательном залоге;
3. частое использование конструкций “наречие + наречие” для усиления экспрессивного, эмоционального эффекта (“очень хорошо”, “чересчур жестоко”);
4. наличие множества различных усилительных частиц;
5. использование знаменательных слов, перешедших в эмоционально-экспрессивные частицы (“ну страх господний что делается”);
6. преобладание существительных и прилагательных женского рода;
7. использование качественных прилагательных, изменяющихся по степеням сравнения;
8. частое использование относительных местоимений, выступающих в функции союзных слов;
9. использование глаголов сослагательного наклонения;
10. частое использование слов категории состояния;
11. использование преимущественно сочинительных союзов;
|
|
12. частое употребление ограничительных частиц.
Из числа вышеперечисленных морфологических признаков письменной речи женщины к высокоинформативным относятся: №№ 3, 5, 6, 11, 12; к среднеинформативным – №№ 1, 2, 4, 7, 10; к низкоинформативным – №№ 8, 9.