┌────────────────┬─────────────────┬────────────────┬───────────────────┐
│ Обозначение │ Размеры поддона │ Минимальный │ Количество │
│модельного очага│ LxBxH, │объем воды, дм3 │ бензина, дм3 │
│ пожара │ мм │ │ │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 0,1А │ 100x100x100 │ 0,3 │ 0,1 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
|
|
│ 0,3А │ 200x200x100 │ 1,5 │ 0,3 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 0,5А │ 300x300x100 │ 3 │ 0,6 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 0,7А │ 400x400x100 │ 4 │ 0,9 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 1А │ 400x400x100 │ 5 │ 1,1 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 2А │ 535x535x100 │ 9 │ 2,0 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
|
|
│ 3А │ 635x635x100 │ 12 │ 2,8 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 4А │ 700x700x100 │ 15 │ 3,4 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 6А │ 825x825x100 │ 20 │ 4,8 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 10А │ 1000x1000x100 │ 30 │ 7,0 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 15А │ 1090x1090x100 │ 35 │ 7,6 │
├────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│ 20А │ 1170x1170x100 │ 40 │ 8,2 │
└────────────────┴─────────────────┴────────────────┴───────────────────┘
В.2.2 Подготовка к испытаниям
В.2.2.1 Выкладывают деревянный штабель (рисунок В.1, таблица В.1), соответствующий рангу испытуемого огнетушителя (5.21).
В.2.2.2 Заливают в поддон соответствующего размера (таблица В.2) воду, при этом должна образоваться сплошная ровная поверхность жидкости. На слой воды наливают автомобильный бензин летнего вида, соответствующий требованиям ГОСТ Р 51105 в количестве, указанном в таблице В.2.
В.2.2.3 Поддон помещают под штабель таким образом, чтобы центры штабеля и поддона совпали.
В.2.2.4 Огнетушитель размещают на безопасном расстоянии от очага пожара и удобном для его подготовки к испытаниям.
В.2.3 Проведение испытаний
В.2.3.1 Поджигают бензин в поддоне. Через 2 мин горения бензина поддон с бензином убирают из-под штабеля.
В.2.3.2 Через (7+-1) мин с того момента, как поддон был убран из-под штабеля, при условии, что штабель со всех сторон охвачен пламенем, приступают к тушению модельного очага пожара. Общее время горения бензина и деревянного штабеля должно составить (9+-1) мин.
В.2.3.3 Наддув огнетушителя с источником вытесняющего газа осуществляют перед началом тушения.
В.2.3.4 Тушение начинают с фасада модельного очага с удобного для оператора расстояния, зависящего от длины струи ОТВ (5.19). В процессе тушения оператор может произвольно изменять расстояние до очага горения, чтобы добиться более эффективного тушения.
В.2.3.5 Во время тушения струю ОТВ направляют вверх и вниз вдоль каждой из сторон штабеля (кроме одной из боковых сторон и нижней поверхности штабеля), обходя его вокруг. Для достижения более эффективного тушения допускается прерывать подачу ОТВ на очаг горения.
|
|
В.2.3.6 Максимальное время тушения модельного очага пожара не должно превышать 10 мин.
В.2.3.7 В процессе тушения фиксируют:
- расход огнетушащего вещества;
- результат тушения.
В.2.3.8 После визуально наблюдаемого окончания тушения модельного очага фиксируют время до повторного воспламенения.
В.2.3.9 Модельный очаг пожара считают потушенным, если в течение 10 мин не произошло повторного воспламенения с последующим устойчивым горением штабеля.
В.2.3.10 Тушение проводят не менее трех раз. Считают, что огнетушитель выдержал испытание, если в двух попытках из трех модельный очаг пожара был потушен.
В.3 Огневые испытания огнетушителей по тушению модельных очагов пожара класса В
В.3.1 Конструкция модельного очага пожара класса В
В.3.1.1 Модельный очаг представляет собой круглый противень, изготовленный из листовой стали, параметры и размеры которого приведены в таблице В.3. Предпочтительным является применение для испытаний модельных очагов в исполнении I (допускается до замены на новые применять использовавшиеся ранее противни в исполнении II, которые отличаются высотой борта и количеством заливаемой в противень жидкости).
В.3.1.2 В качестве горючего материала применяют автомобильный бензин летнего вида, соответствующий требованиям ГОСТ Р 51105; предпочтение следует отдавать бензину с более низким октановым числом.
В.3.2 Подготовка к испытаниям
В.3.2.1 Противень, соответствующий типоразмеру испытуемого огнетушителя (5.21), устанавливают горизонтально, таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к нему со всех сторон.
В.3.2.2 Заливают в противень воду в количестве, соответствующем рангу очага пожара (таблица В.3). При этом необходимо обеспечить сплошную ровную поверхность воды. На слой воды наливают автомобильный бензин в количестве, указанном в таблице В.3.
В.3.2.3 Устанавливают огнетушитель на безопасном и удобном для работы оператора расстоянии.
В.3.3 Проведение испытаний
В.3.3.1 При помощи факела поджигают бензин в противне. Выдерживают время свободного горения бензина - 60 с, после чего приступают к тушению.
|
|
В.3.3.2 Огнетушитель приводят в действие и подают огнетушащее вещество на модельный очаг пожара. Тушение начинают с расстояния, удобного для оператора и зависящего от ранга модельного очага и длины струи ОТВ (5.19). В процессе тушения оператор может произвольно изменять расстояние до очага горения.
В.3.3.3 В процессе тушения запрещается оператору заступать внутрь модельного очага.
В.3.3.4 В процессе тушения фиксируют:
- время подачи и расход огнетушащего вещества;
- результат тушения.
В.3.3.5 После окончания тушения фиксируют время до повторного воспламенения. Очаг считают потушенным, если в течение 1 мин не произошло его самовоспламенение.
В.3.3.6 Каждым типом огнетушителя проводят тушение не менее трех раз. Считают, что огнетушитель выдержал испытание, если в двух попытках из трех модельный очаг пожара был потушен.
В.3.3.7 После каждого испытания выжигают горючее, охлаждают противень до температуры ниже температуры самовоспламенения бензина и полностью обновляют его содержимое в соответствии с требованиями таблицы В.3
При тушении модельного очага пожара углекислотным огнетушителем охлаждают противень до температуры ниже температуры самовоспламенения бензина и добавляют его до количества, определенного таблицей В.3.
Таблица В.3
Параметры модельных очагов пожара класса В
┌────────┬───────────┬─────────┬─────────┬─────────────────────────────┬────────────────────────────┬─────────┐
│ Ранг │Внутренний │Допуск, │ Толщина │ Исполнение I │ Исполнение II │Ориенти- │
│модель- │ диаметр │ мм │ стенки ├───────────────────┬─────────┼──────────────────┬─────────┤ровочная │
│ ного │противня, │ │противня,│ Количество, дм3 │ Высота │ Количество, дм3 │ Высота │ площадь │
│ очага │ мм │ │ мм, не │ │ борта │ │ борта │модельно-│
│ пожара │ │ │ менее ├──────────┬────────┤противня,├────────┬─────────┤противня,│го очага,│
│ │ │ │ │ воды │горючего│ мм │ воды │горючего │ мм │ м2 │
│ │ │ │ │ │ │ +- 5 │ │ │ +- 5 │ │
├────────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1В │ 200 │ +-15 │ 1,5 │ 0,3 │ 0,7 │ 100 │ 2 │ 1 │ 200 │ 0,03 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 2В │ 300 │ │ │ 0,7 │ 1,3 │ │ 4 │ 2 │ │ 0,07 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 3В │ 350 │ │ │ 1,0 │ 2,0 │ │ 6 │ 3 │ │ 0,10 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 5В │ 450 │ │ │ 1,5 │ 3,5 │ │ 10 │ 5 │ │ 0,16 │
├────────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 8В │ 600 │ +-20 │ 2,0 │ 3 │ 5 │ 150 │ 16 │ 8 │ 230 │ 0,28 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 13В │ 700 │ │ │ 4 │ 9 │ │ 26 │ 13 │ │ 0,40 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 21В │ 900 │ │ │ 7 │ 14 │ │ 42 │ 21 │ │ 0,65 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 34В │ 1200 │ +-25 │ 2,5 │ 11 │ 23 │ │ 68 │ 34 │ │ 1,10 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 55В │ 1500 │ │ │ 18 │ 37 │ │ 110 │ 55 │ │ 1,75 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 70В │ 1700 │ │ │ 23 │ 47 │ │ 140 │ 70 │ │ 2,25 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 89В │ 1900 │ │ │ 30 │ 59 │ 200 │ 178 │ 89 │ │ 2,80 │
├────────┼───────────┼─────────┤ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 113В │ 2150 │ +-30 │ │ 38 │ 75 │ │ 226 │ 113 │ │ 3,60 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 144В │ 2400 │ │ │ 48 │ 96 │ │ 288 │ 144 │ │ 4,50 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 183В │ 2700 │ │ │ 61 │ 122 │ │ 366 │ 183 │ │ 5,75 │
├────────┼───────────┤ │ ├──────────┼────────┤ ├────────┼─────────┤ ├─────────┤
│ 233В │ 3000 │ │ │ 78 │ 155 │ │ 466 │ 233 │ │ 7,10 │
├────────┴───────────┴─────────┴─────────┴──────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│Примечание - Число перед буквой "В" в обозначении модельного очага пожара указывает на выраженное в дм3: │
│- количество жидкости в противне (1/3 - воды и 2/3 - бензина) - для противней в исполнении I; │
│- количество бензина, залитого в противень, - для противней в исполнении II. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Г
(рекомендуемое)